Экзистенциальные противоречия времен информационного общества

[364]

В современной философии существуют концепции, согласно которым в наше время, в силу его культурной и социальной специфики, обусловленной глобализацией и возрастанием роли информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизни общества, не может сформироваться целостная личность с гуманистическими универсальными ценностями. «Герой» нашего времени, порождение неоскептицизма времен информационного общества — «кочующий» субъект с номадическим («кочующим») сознанием, не ориентированный на социально нормированное мышление и поведение. Сторонники данных взглядов полагают, что такой человек обладает максимальными адаптивными возможностями для существования в среде культурного многообразия и аксиологического безразличия.

Как продолжение данного подхода, на основе коммуникативных интерпретаций сознания складывается представление, согласно которому современная культурная и социальная ситуация разрушила единство сознания. Фрагментарное сознание современного человека, существующего в разнообразных потоках коммуникации, в условиях фрагментарной культуры и распадающихся социальных связей не в состоянии интегрировать их в виде единства Я, что ведет к кризису идентификации. С одной стороны, человек [365] стремится обрести идентичность, с другой стороны — общество не предоставляет ему условий для формирования устойчивой идентичности, а наоборот, поощряет состояние «фрагментарности» внутреннего мира человека.

Утверждение о невозможности существования в современных условиях личности с устойчивым ценностным ядром, с интегрированным сознанием, как представляется, не имеет под собой достаточных оснований. Тем не менее, проблема для осмысления существует, но она не является исключительно современной, уникальной. Ощущение, переживание фрагментарности сознания и бытия, поиски утраченного единства с миром и собой изначально сопровождают человеческое существование и приобретают особую остроту в переходные периоды жизни общества. Они выражают экзистенциальную противоречивость жизни человека, и каждая эпоха обсуждает эту проблему на языке своего времени и наделяет соответствующей спецификой.

Так, ряд особенностей информационного общества действительно способствует тому, что оно вносит свою лепту в увеличение числа мнимых, искусственных потребностей и целей человека, уменьшает меру человеческого в человеке и способствует утрате человеком идентичности и росту фрагментарности сознания. Причем не всегда эти отрицательные следствия очевидны для общества, если учесть почти безусловно доминирующую веру в научно-техническую рациональность.

Как это происходит? Информатизация создает благоприятную почву для широкого распространения технократического мышления и его быстрой реализации. Идеология технологического детерминизма, лежащая в основе технократического мышления, включает в себя представление о том, что развитие техники осуществляется исключительно на основе собственных законов и подчинено имманентной логике, определяющей также облик и характер будущих инноваций. Творчество в рамках данного подхода трактуется как «актуализация» учеными внутреннего потенциала саморазвития, заключенного в технике. И именно автономный характер технико-технологического самосовершенствования порождает ряд [366] искусственных потребностей и целей, нередко воспринимаемых обществом как жизненная необходимость, хотя продуцирует эти цели всего лишь возможность технической осуществимости того или иного проекта. В результате нередко производится то, в чем нет необходимости, что не приносит хоть какой-либо пользы, а постоянное обновление техносферы становится самоцелью. Искусственные потребности порождают мнимые цели и способствуют кризису идентичности. Так, например, в литературе, посвященной изучению философских, социокультурных проблем становления информационного общества 1, отмечается, что развитие телекоммуникаций имеет одним из следствий рост поверхностного слоя бытия человека, возрастание эклектизма его социального бытия, фрагментацию внутреннего мира человека.

В последнее время формируется более широкое понимание технологического детерминизма, связанное с применением данной методологии к конкретным сферам жизни общества, а не только к обществу в целом. Возникает мировоззренческая установка, согласно которой любая сфера общественной жизни может быть представлена как технология, по аналогии с производственными технологиями (социальные, политические, избирательные технологии и др.). Это является следствием применения идеологии технологического детерминизма к конкретным сферам жизни общества, а не только к обществу в целом. Человек рассматривается как компонент социотехнических систем, как часть тех или иных технологических процессов.

Есть еще один аспект, связанный с процессуальной стороной взаимодействия человека с техническими объектами. Техническое устройство возникает не просто как модель конкретного органа человека, но и как устройство, позволяющее реализовать некоторую цель, функцию, необходимую человеку в его деятельности (на этот факт обратил внимание еще П.А. Флоренский в работе «Органопроекция»). Конкретная техническая реализация зависит [367] также от свойств объекта, на который направлено техническое устройство, характеристики элементной базы технического устройства и уровня развития соответствующих фундаментальных дисциплин.

Вместе с тем, для освоения технического устройства, как и в принципе для освоения любого объекта из вещного, искусственного мира, созданного человеком, требуется создание психологического «инструментария» («психологическое орудие» в терминологии Выготского Л.С., «функциональный орган» — в терминологии Зинченко В.П., Моргунова Е.Б.), включающего образ объекта, образ технического устройства, а также систему навыков и умений воздействия на них. Выстраивается цепочка компонентов, участвующих в деятельности и испытывающих взаимное влияние: объект, на который направлена деятельность, обладающий определенными свойствами, техническое орудие деятельности, разработанное и построенное в соответствии с целями деятельности, психологическое орудие — функциональный орган 2.

В настоящее время объекты деятельности все более отдаляются от человека, усложняются и становятся несоразмерными человеку, трудноуправляемыми, недружественными. В течение жизни одного человека происходит смена нескольких технологий. Все названное затрудняет освоение технических устройств, психологический «инструментарий», необходимый для освоения такой техники, становится все неестественнее для человека, формирует у него низкую самооценку в случае неудачи (например, невозможность для исследователя-гуманитария воспользоваться электронными научными ресурсами в интернете в связи с усложненной инструкцией и т. п.), способствует росту отчуждения. Опосредованно это влияет также на процессы коммуникации, взаимодействия и взаимопонимания людьми друг друга, искажает их, затрудняет процессы идентификации и способствует росту фрагментарности сознания.

Примечания
  • [1] См., напр.: Информационное общество в России: проблемы становления. Выпуск 3. Межвузовский сборник научных трудов / Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет). М., 2003.
  • [2] Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий