Сфера образования: эволюция или революция?

[226]

Среди глобальных проблем острейшим и сложнейшим является вопрос обучения и воспитания молодого поколения, поскольку эмансипация человека как действительной цели и самоцели, его всестороннее, гармоничное развитие в значительной степени зависит от правильной организации учебно-воспитательного процесса. Становление нового мирового порядка и создание единого образовательного пространства сами по себе являются весьма прогрессивными идеями, однако гораздо важнее вопрос: какое практическое содержание будет в них заложено? Если новый мировой порядок предполагает повсеместное построение справедливого общества, свободного от эксплуатации, то все страны должны способствовать этому процессу глобализации. Порабощение же путем насилия над целыми государствами под видом внедрения демократических ценностей, разрушает принципы глобализма в самой их основе.

В данном случае нас интересует формирование единого образовательного пространства, что сегодня, к сожалению, подразумевает внедрение существующих в т. н. передовых странах систем образования, будто бы прогрессивных, на самом же деле — устаревших. А ведь именно сегодня высокоразвитые государства всесторонне готовы к созданию всех условий для самоутверждения человека и к подчинению этой субстанциальной цели всего процесса в обучении и воспитании.

[227]

Если главным средством осуществления человека-цели выступает сам человек, т. е., если он является самоцелью, то, очевидно, секрет темпов, интенсивности и степени его реализации следует искать в сфере обучения и воспитания молодежи.

Исходным пунктом в познании мира является человек. Только человек наделен способностью сознательного преобразования внешней среды и самого себя. В этом непрерывном самодвижении средство (исходный человек) и цель (конечный человек) переходят друг в друга и через отрицание друг друга устанавливают опять таки друг друга. Так как здесь средство само является целью, следовательно, человек является конечной целью и самоцелью всего данного движения. Схематически это может быть выражено следующим образом:

ЧЕЛОВЕК — СУЩНОСТНЫЕ СИЛЫ 1 — ТРУД — ПРОДУКТ — ЧЕЛОВЕК?
(Ч — СС — Тр — П — Ч?)
,

или, сокращенно:

ЧЕЛОВЕК — ТРУД — ЧЕЛОВЕК?
(Ч —Тр — Ч?)
.

Вся тайна истории развития человечества заложена в конкретном соотношении этих двух противостоящих сторон.

Однако в денежном обществе, когда движение самоутверждения человека приобретает мистифицированный характер и, по существу, сводится к самодвижению денег как капитала, вышеприведенная схема принимает следующий вид:

Ч — РС — Р — П — Тв — Д — Тв — П — Ч,

где РС — рабочая сила, Р — работа, Тв — товар, Д — деньги. В условиях таких извращенных отношений человек отождествляется, в лучшем случае, просто со средствами производства, [228] в худшем же — превращается в придаток этих средств. Место труда как свободного и творческого проявления сущностных сил, как наслаждения жизнью, занимает его античеловеческая и насильственная форма — работа 2. Так как продукт не может быть потреблен без денег, последние становятся самоцелью всего общественного движения. В этом движении капитала человек как цель исчезает, уступая место человеку-средству.

Субстанциальное могущество человека, или его сущностные силы, проявляющиеся в труде, по существу, зависят от знаний. Однако в течение последних десятилетий постепенно, а за последние десять лет — ускоренными темпами, углубилось противоречие между возросшей информированностью молодежи и поразительно низким уровнем владения ею реальным, или действительным знанием. Знание предполагает единство трех моментов: мировосприятие (непосредственное знание), дошедшее до миропонимания (опосредованное знание), которое, в свою очередь, перерастает в освоенное или превращенное в веру 3 знание. Действительное же знание является положительным синтезом первых двух и подразумевает необходимость практического действия для построения нового справедливого общества. Суть действительного знания — миропреобразование на благо общества. Сказанное не следует смешивать с дифференциацией знаний о мире, что впервые было приведено в систему Гегелем. Дело в том, что знание какой-либо одной отрасли науки, скажем, математики или ботаники, не выходит за рамки сферы единичного, всестороннее же знание закономерностей одной какой-либо формы движения материи восходит в ранг особенного знания; что же касается всеобщего знания, то оно построено на диалектическом осмыслении общих закономерностей всех пяти форм движения материи.

[229]

Если рассматривать проблему в разрезе соотношения объема и содержания 4 явления, то необходимо учесть следующее: с точки зрения объема, т. е. в формально-количественном смысле, знание математики, этой королевы наук, более-менее необходимо ученым всех отраслей, и ее используют как самый наглядный инструмент доказательства истинности тех или иных положений. Однако с содержательной (сущностно-качественной) точки зрения всеобъемлющим является лишь философское знание. Только философия может обобщить и обосновать и достижения той или иной отрасли науки, и их теоретическую истинность. Именно в этом состоит методологическое значение философии.

Величайшие умы человечества всегда находились в поисках преодоления рассматриваемых проблем и предлагали соответствующие своему времени взгляды, концепции и рекомендации, но идейное наследие ученых никогда не реализовывалось в полной мере, главными виновниками чего, наряду с исторически существующими отношениями, как правило, выступали первые лица государств, что, к сожалению, сегодня особенно ощутимо.

В порядке постановки вопроса коснемся лишь некоторых, на наш взгляд, главных моментов обсуждаемой проблемы.

Первым, и одним из основных, является вопрос синхронизации во времени и пространстве физическо-физиологического и социально-психологического созревания молодого поколения. О существовании этой проблемы известно уже давно, но нынешние достижения научно-технической революции требуют скорейшего подключения молодежи к делу разрешения тех глобальных проблем, которые так остро стоят перед человечеством.

Из сказанного вытекает и вторая проблема. В частности, имеется в виду задача сочетания учебного процесса и трудового воспитания. Несмотря на то, что современный подросток в возрасте 15-ти лет должен владеть, как минимум, тремя-четырьмя профессиями, проблема трудового воспитания в учебных заведениях совершенно игнорируется. Благодаря создавшейся в этом [230] отношении ситуации, противоречие между физическим и умственным трудом все больше углубляется, и наиболее остро этот вопрос стоит перед мегаполисами. А ведь физический труд — мощное противоядие от всяких социальных недугов, избавление от которых является, с глобальной точки зрения, злободневной задачей. При этом действительный труд — это гармоничное единство физического и умственного труда и наслаждение жизнью. Так как субстанцией человека, его сущностной мощью и призванием является труд, а не работа или развлечение, огромное значение приобретает вопрос различения указанных понятий. Труд — это царство свободы, а работа — царство необходимости. Так как труд — творческое и свободное проявление сущностных сил человека, а работа — принудительный вид труда, первый совершается в свободное, а вторая — в рабочее время. Именно в свободное, а не в рабочее время или во время досуга происходит умножение-процветание сущностных сил человека. Молодежь (и не только молодежь) должна знать, что свободное время (время труда) и досуг (времяпровождение, развлечение, ничегонеделание и т. д.) — не одно и то же. При этом самым заманчивым способом заполнения досуга выступает развлечение, являющееся сознательным процессом мимолетного наслаждения и неосознанным процессом продолжительного самоубийства. Поэтому не может не беспокоить и не возмущать то, что большая часть самой перспективной части общества тратит свой досуг преимущественно на развлечение 5. Жертвой пропаганды секса и насилия становятся не только подростки, но и дети. Например, по данным А. Туроу, в США «ко времени, когда ребенок становится подростком, он уже видел на экране телевизора одиннадцать тысяч убийств» 6.

Отмеченные здесь проблемы более или менее активно рассматриваются в литературе, однако степень их разрешения не выдерживает критики.

[231]

Третьей, на наш взгляд, и самой важной, является следующая проблема: как построить учебно-воспитательную систему так, чтобы оба полушария головного мозга человека развивались соответственно их функциям. Учеными уже доказано, что у нормальных детей оба полушария головного мозга развиты почти одинаково. Электроэнцефалографическими и другими способами неоднократно установлено, что у абсолютного большинства взрослых людей наиболее активным является правое полушарие, левое же — как бы усыплено. Известно, что асимметрия головного мозга связана с симметрией мышления, и здесь мы сталкиваемся с серьезнейшим феноменом. Дело в том, что в учебно-воспитательном процессе, а, следовательно, в реализации человека как социального явления решающую роль играют два человеческих свойства: во-первых, способность восприятия-освоения внешне-количественных параметров изучаемого объекта, или способность запоминания, интенсивность и продолжительность которого не у всех одинакова. Этой способностью более или менее наделены все животные, обладающие нервной системой, но особой памятью награжден лишь человек; во-вторых, способность понимания-постижения внутренне-качественного строения явлений, закономерности их развития. В процессе обучения и воспитания и исторически, и логически второе опережает первое 7. Сначала должно быть понято, о чем идет речь, и лишь потом следует запомнить понятое, а не наоборот, как это чаще происходит при нынешней системе обучения. Например, детей без всяких предварительных пояснений вынуждают запомнить, скажем, сказки, стихотворения и т. д. Более того! В средних школах и даже в вузах, к сожалению, по сей день предпочтение отдается тому, как запомнена та или иная догма, положение, теория, концепция и т. д. Поэтому на передний план выступает т. н. информационное знание и ощутимо хромает способность постижения и критического осмысления [232] взаимосвязи явлений. Кстати, сами ученые, как правило, смешивают такие понятия как «знание» и «образованность», «просвещенность». Дело в том, что даже энциклопедическая образованность, начитанность не равносильны действительному знанию. Действительное знание в любой отрасли науки, исследует ли она закономерности механической или физической, химической или биологической, или высшей — социальной формы движения материи, предполагает философское обоснование. Не столько об уровне начитанности, сколько о количестве полученного с помощью аудио- и видеотехники, интернета и т. п. информационного знания можно сказать, что оно достаточно высоко у нового поколения. Что же касается действительного знания, то оно хромает на обе ноги. Это факт, который признается большинством здравомыслящих работников сферы образования.

Почему дело обстоит именно так, а не иначе? Очевидно, по крайней мере, следующее: существующая система образования ориентирована на получение именно информационного знания и формирования человека-робота, т. е. человека-средства, а человек-цель оттеснен на задний план. Такое положение дел является естественным для общества, где господствуют отношения эксплуатации, особенно же — для денежного общества, и оно не может способствовать утверждению нового, цивилизованного и действительно гармоничного образа жизни. Имеется и множество других проблем, которые могут быть разрешены сравнительно легко.

Как разрешить первую проблему, т. е. как осуществить в основном и по существу социализацию молодежи к 14-15 годам? Для этого существует простой путь. В частности, для получения среднего образования вполне достаточно девятилетнего (в перспективе — восьмилетнего) обучения, вместо ныне существующего одиннадцатилетнего. При этом следует иметь в виду, что ребенок готов для поступления в школу уже в пятилетнем и более раннем возрасте, как об этом свидетельствует мировой опыт 8. Экономия трех лет может быть обоснована ликвидацией многопредметности.

[233]

Вторая проблема — проблема сочетания учебного процесса и трудового воспитания — относительно легко разрешима, и в этом отношении следовало бы изучить опыт некоторых стран. Выпускник средней школы (девятилетнее обучение), который, так или иначе, прошел школу физического труда, должен быть готов к тому, чтобы всего лишь за год дополнительно освоить несколько общественно полезных профессий или же продолжить образование в вузе. Школы профессиональной подготовки должны быть учреждены для выпускников семилеток, но их программы следует готовить в расчете не на трехлетний, а на двухлетний курс обучения. Выпускникам профессиональных школ должна предоставляться возможность поступления в вузы, в случае наличия у них такого желания и способностей.

Снятие третьей проблемы представляется самой сложной задачей. Здесь наука все еще не в силах дать вполне обоснованные и легко реализуемые рекомендации. Вместе с тем известно, что в человеческом мозгу имеется астрономическое количество нейронов и их соединений, что, в принципе, предполагает возможность превращения всего накопленного человечеством знания в принадлежность одного человека, если проблема научной разработки учебно-воспитательного процесса будет решена должным образом. Это сложнейшая задача, работа дад решением которой требует объединения усилий представителей многих отраслей науки. Однако уже сегодня можно предложить, в частности, следующее: девятилетняя средняя школа должна давать знание общих основ механики, математики, физики, химии. Больше внимания следует уделять биологическим наукам, а также наукам общественным, особенно — философии: чем раньше молодое поколение разберется в закономерностях жизни (это же, в свою очередь, требует знаний общих закономерностей механики и математики, физики и химии) и, что главное, в ее смысле и субстанциальной цели, тем дольше оно будет жить и трудиться на благо общества, и тем скорее овладеет сферой практического бессмертия 9.

[234]

Для человечества и поныне остается неразрешимым следующее противоречие: жизнь человека обрывается, как правило, в самом начале его вступления в возраст мудрости. Поэтому все усилия общества должны быть направлены на преодоление этого противоречия. Во всяком случае, выпускник средней школы должен разбираться в соотношении формальной и диалектической логики, в их категориях и законах. Механик и физик, химик и биолог должны задаваться вопросом: насколько соответствуют полученные ими результаты тем наиболее общим закономерностям, которые были блестяще сформулированы Гегелем. В нынешних же условиях диалектическая логика не только не преподается в школах, но и в вузах изучается весьма поверхностно. В этом состоит основная причина того, что у молодежи и у последующего поколения в развитии полушарий головного мозга не выдержано соотношение доминанты и субдоминанты.

Совершенно неприемлемой является шестилетняя система образования (4+2, т. е. бакалавриат + магистратура) в высших учебных заведениях. Более того, нецелесообразна и пятилетняя система. В высшей школе полный курс обучения вполне можно пройти в течение четырех лет. Разве нормально, что в вузах будущие финансисты и банковские работники в течение пяти лет подвергаются испытаниям на более чем пятидесяти экзаменах и зачетах? Насколько разумно допускать, что в течение года можно основательно овладеть более чем двумя дисциплинами? Поэтому от многопредметности следует избавляться и высшей школе. Видимо, устарела и господствующая ныне система экзаменов и зачетов. Субъективными моментами обременена и оценка знаний студентов, что порождает множество негативных явлений.

Говоря о негативных явлениях в высшей школе, нельзя не отметить, что благоприятные условия для их существования более всего создает система вступительных экзаменов. А ведь в рассматриваемой сфере искоренение коррупции, взяточничества, репетиторства 10 [235] не требует особых усилий, и главной мерой в этом направлении является отмена вступительных экзаменов и прием на первый курс вузов всех желающих, вносящих половину платы за обучение. Соотношение платного и бесплатного обучения должно регулироваться с помощью рейтинговой системы оценки академической успеваемости и общественной деятельности студентов. После научного обоснования эта система должна быть положена в основу перевода студентов с платного отделения на бесплатное, и наоборот. Подобная миграция студентов должна осуществляться ежегодно. Иначе говоря, студент может быть уверен в том, что до окончания вуза останется на бесплатном отделении обучения только в том случае, если будет иметь соответствующие рейтинговые показатели. Это, с одной стороны, снимет существующий в этой сфере субъективизм и связанные с ним негативные явления 11, с другой же — поразительно увеличит степень и качество освоения студентами специальностей 12, в чем и состоит главный социальный эффект такой системы.

Для стран СНГ одной из острейших проблем остается проведение аккредитации вузов. Чтобы избежать субъективизма и коррупции при решении этого вопроса, необходимо установить определенные критерии. Во всяком случае, необходимо соблюсти два главных условия: вуз должен располагать, во-первых, собственными материально-техническими ресурсами, и, во-вторых, соответствующей кадровой базой. Установить материально-техническое состояние того или иного вуза несложно. Легко разрешим и второй вопрос. В частности, количество первокурсников для каждого вуза строго должно быть ограниченно квотой, устанавливаемой следующим образом 13: на одну штатную единицу доктора наук должно [236] приходиться не более шести студентов, на кандидата наук — четыре студента, на сдавших кандидатские минимумы — два студента 14. Например, вуз, в распоряжении которого находится десять докторов наук, сорок кандидатов наук, десять выпускников аспирантуры или соискателей, сдавших кандидатские минимумы, может на первый курс зачислить лишь 240 (60+160+20) студентов. Так же строго должна быть ограничена межфакультетская и межвузовская миграция, допускаемая в пределах установленной для первокурсников квоты. В случае приведенного примера в условиях пятилетнего срока обучения количество студентов не должно превышать 1200 (240x5). Право открытия аспирантуры или оформления соискателя по определенным специальностям должно предоставляться только тем вузам, которые располагают, как минимум, одним доктором наук соответствующего профиля.

Желательно, чтобы заработная плата профессорско-преподавательского состава определялась соответственно с вышеприведенным коэффициентом. В частности, оплата труда кандидата наук в два раза должна превышать зарплату выпускника аспирантуры, труд доктора наук должен оцениваться в полтора раз выше труда кандидата наук. Подобная дифференциация будет стимулом для совершенствования педагогического мастерства и для широкого развертывания научно-исследовательской работы.

Здоровая конкуренция — требование рыночной экономики, и этот принцип должен распространяться и на высшую школу 15. У вузов должно быть равное стартовое положение. Достижение подобных условий в странах СНГ почти невозможно, так как по показателям [237] материально-технической и кадровой баз негосударственные вузы не могут конкурировать с государственными, которые имели приличную материально-техническую и кадровую базу еще в советское время. А ведь закономерности рыночной экономики требуют, чтобы предпочтение было отдано частному сектору. Однако о каком предпочтении может идти речь, когда налицо грубая дискриминация по отношению к частным учебным заведениям. Справедливее было бы, чтобы государство либо полностью взяло на себя попечительство над государственными вузами, что соответствует их статусу, либо, предоставив им право на платное обучение, лишило их статуса государственного вуза. Этот вопрос требует специального изучения, и он должен быть отрегулирован законом о высшем образовании.

Сфера образования постепенно должна решить эти и другие стоящие перед ней проблемы, в противном же случае мир, который всесторонне готов к интеграции, долгое время будет блуждать в лабиринтах антагонизма. Одностороннее развитие человека не должно быть главным источником общечеловеческих бед, тем более что современная наука дает возможность установить, насколько правильно развиты полушария головного мозга, в том числе и у глав того или иного государства 16. Это гораздо важнее физического здоровья или, тем более, внешности того или иного руководящего работника.

Глобальная задача создания единого пространства в сфере образования требует дальнейшего углубления научного исследования в этом направлении.

Примечания
  • [1] Мы разделяем мнение, высказанное Н. Абсава, что целесообразнее заменить термин «рабочая сила» понятием «сущностные силы» (См.: Абсава Н. Отчуждение — политэкономический аспект. Тбилиси, 1996. С. 21).
  • [2] Многие высокоразвитые языки, к сожалению, не располагают понятиями, различающими труд и работу. Эти языки имеют возможность различения их содержания лишь с помощью использования других слов или словосочетаний: например, «творческая работа», «свободная работа», «неработа», “postwork” и т. д.
  • [3] Очевидно, что здесь речь идет о построенной на непосредственном знании вере, а не о суеверии.
  • [4] Опираясь на Гегеля, С. Церетели в своем труде «Диалектическая логика» доступно для восприятия изложил вопрос о соотношении содержательного и объемистого.
  • [5] Пагубное воздействие наркотиков и алкоголя, употребление которых происходит, главным образом, в нерабочее время, не требует специальных доказательств.
  • [6] Туроу Л. Будущее капитализма. Новосибирск, 1999. С. 102.
  • [7] Сказанное не распространяется на детей от одного до четырех лет, которые запоминают слова (учатся говорить) не совсем осмысливая или вовсе не осмысливая их сущностной стороны.
  • [8] Ныне, к сожалению, детей в школы принимают, как обычно, в шестилетнем возрасте.
  • [9] От продолжительности жизни (как подготовки к славной смерти) во многом зависит реализация практического бессмертия. В этом отношении интересные соображения содержатся в многочисленных работах И.В. Вишева, среди которых особого внимания заслуживает монография: Вишев И.В. На пути к практическому бессмертию. М.: МЗ. Пресс, 2002.
  • [10] Проблеме репетиторства нами посвящено специальное исследование. См.: Пачкория Дж.С. Репетиторство — опасный социальный недуг // Экономисти, 1990, №1. С. 80-85 (на груз. яз.).
  • [11] Совершенно неприемлемы с морально-политической точки зрения существующие ныне дискриминация и т. н. элитарные прослойки среди студентов.
  • [12] Только таким преуспевающим студентам должна предоставляться возможность для непосредственного продолжения учебы в аспирантуре или право на соискательство.
  • [13] Здесь не имеются в виду преподаватели, приглашенные из других вузов.
  • [14] Указанная квота должна характеризоваться тенденцией к понижению.
  • [15] Представленные в данной статье положения получены в результате учета сложившихся в рассматриваемой сфере отношений. На самом же деле нашей принципиальной позицией является недопущение распространения закономерностей рыночной экономики на сферу образования. Исходя из данной позиции, на наш взгляд, одним из достоверных показателей степени цивилизованности и прогрессивности того или иного государства является соотношение количества тех, кто учится бесплатно и тех, кто платит за получение образования.
  • [16] Вообще же это касается руководителей любой сферы или отрасли.

Добавить комментарий