Роль образовательного пространства во взаимодействии цивилизаций

[81]

Современный этап развития человечества характеризуется перерастанием связей между цивилизациями в глобальную взаимозависимость планетарного масштаба. События, происходящие в любой точке планеты, оказывают прямое или косвенное воздействие на поведение людей на всех других континентах. Цивилизация ныне — социальный организм, включенный в единый всемирный процесс взаимодействий народов, государств, их сообществ. Происходящие события мы можем должным образом понять при обращении к понятиям времени и пространства, так как они позволяют упорядочить сложную картину меняющегося мира.

Однако речь идет не о природном времени и пространстве (они остаются условиями жизни человека как биологического существа), а о проявлении этих свойств движущейся материи на социальном уровне. Социальное время и социальное пространство связано с человеческой деятельностью и общественными отношениями. Они существуют в реальной жизни людей и соответственно отражаются в их сознании.

Во взаимодействии цивилизаций сталкиваются стремления и интересы беспредельной сложности, и само это взаимодействие не может устанавливаться на неподвижной основе. Сосуществование и взаимодействие цивилизаций имеет свои особенности.

В различные временные этапы, разные темпомиры, оно требует установления одного главного темпомира или синхронизации системы взаимодействия. Однако до сих пор нет ответа, можно ли это сделать сознательно, или это произойдет стихийно. Эта проблема весьма актуальна в условиях перехода к новому тысячелетию человеческой цивилизации.

Различаются реальные, перцептуальные и концептуальные значения coциального пространства и времени. Реальное пространство и время — это общественные явления, которые объективно связаны с темпаральными структурообразующими факторами жизни общества.

Перцептуальные значения социального пространства и времени это представления об этих явлениях на социально-психологическом уровне отражения общественного суждения. Социальное пространство и время являются координаторами [82] цивилизации. Любая цивилизация обладает пространственно — временной определенностью, существует в пределах и измерениях пространственно-временного континуума. Социальное пространство характеризует деятельность цивилизации со стороны протяженности, соединения и разъединения в системе общественных отношений. Социальное время есть деятельность, последовательность, становления деятельности цивилизации.

Существует множество социальных пространств: географическое, политическое, военное, экономическое, правовое, технологическое, экологическое, этическое, религиозное, культурное, образовательное.

Во времени качественно менялись социальные пространственные образования. Например, технологические, культурные, образовательные пространства в эпоху великих географических открытий были одни, сейчас они существенным образом изменились по многим своим параметрам.

Какие же воздействия оказывают каждые из пространств на становление цивилизации, ее жизнедеятельность, и какие из пространств оказываются детерминирующими по отношению к другим? Недостаточно изучено в этом плане образовательное пространство. На протяжении многих лет во многих цивилизациях господствовало западное образовательное пространство, с его ценностями, идеями, доминантами.

Роль образовательного пространства возрастает в связи с тем, что место цивилизации в настоящее время определяется, прежде всего, уровнем развития человека, его творческих способностей, развития интеллекта, культуры, дисциплины и т.п. Важные факторы, которые раньше занимали главенствующее место, отошли на второй план. Уровень образования, состояния образовательного пространства определяет треть отношений стран, народов к «ядру» или «периферии». В цивилизации «ядра» экономика приобрела «знаменательный» характер. На ведущее место в обществе все более претендует не предприниматель, бизнесмен, менеджер, а ученый, специалист, программист, носители высочайшего уровня знаний, методики и методологию разработки и реализации высоких технологий и т.п.

К началу третьего тысячелетия в цивилизации «ядра» работники, связанные с различными отраслями знаний, стали составлять не менее половины всех занятых. Поэтому знание, образование, повышение квалификации, научно-исследовательские и конструкторские разработки стали важной стороной деятельности. Для формирования образовательного пространства необходим целый ряд предпосылок: высоко развитый литературный язык, имеющий лексику во всех областях [83] знания; разнообразную литературу; сложившиеся и устоявшиеся методы обучения; различные, успешно функционирующие общеобразовательные и научные школы, успешно ассоциирующие и адаптирующие к ним новых последователей, способных самоорганизовываться, развиваться и быть подлинными очагами знания и культуры.

Реальная действительность жестко обходится со странами, нарушающими законы образовательного пространства. Здесь не место хаосу и произволу, волюнтаризму отдельных лиц. Образовательное пространство действительно может обеспечить авангардный путь прогресса, создать необходимые предпосылки для гармоничного развития всех без исключения цивилизаций или, наоборот, в зависимости от доминирования негативных ценностных ориентации в сфере образования, отчуждать или разделять народы и культуры. Соответственно политика формирования и развития образовательного пространства становится приоритетной в третьем тысячелетии.

Изучение роли образовательного пространства — одна из наиболее актуальных проблем в исследовании цивилизаций. Образовательное пространство может адаптировать, ассимилировать лучшие достижения других цивилизаций, одновременно передавать свои знания, разработки, инновации другим цивилизациям, существенно обогащая и совершенствуя их и себя. Это наиболее перспективный путь контактов цивилизаций, его надо всячески совершенствовать и развивать.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий