Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть их, активизируя и используя богатейший опыт человечества, и философии, мировых религий и прогрессивных учений. «Многие теоретики связывают судьбы мира с философским постижением культуры в целом или культуры отдельного народа» 1. Это тем более актуально сегодня, когда человечество стоит перед выбором продолжать скатываться в бездну духовного вакуума, и, как следствие, столкнуться с насилием, скепсисом, террором, неуверенностью в завтрашнем дне, или все-таки придти к возрождению через осознание. Культура, как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить новые неистощимые импульсы, [203] способные оказывать воздействие на исторический процесс, на самого человека, так как человек прежде всего существо духовное и установление прочного мира, согласия и справедливости на всей земли зависит от доброй воли каждого индивидуума. В этом случае важно думать о самоидентичности и самоопределении человека. В.А. Шаров в своей статье «Взаимодействие культур и проблема идентичности» определяет понятие идентичности в социальных науках как «…осознание человеком своей принадлежности к какой либо социальной группе, общности позволяющее ему определить свое место в данном социокультурном пространстве, либо как самотождественность социокультурного образования (в частности при социологическом, политическом подходах)» 2.
Род человеческий даже и в XX веке объят неисчислимыми великими бедствиями. Видим мы, как корчится он на ложе недуга, изможденный и отчаявшийся. Но если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура возникает потому, что человек преодолевает органическую предопределенность своего вида. «Образ Прометея — древнейшим и вечно живым символом борьбы за прогресс и счастье человечества. Мало кто из мифических героев удостоился такого внимания, как Прометей и продолжает жить в произведениях мыслителей от Гесиода до Гете и Байрона… главные черты этого образа, низменные в любом изображении, стали и общим достоянием человечества» 3. В образе Прометея, думаем, явно отражены мечты древнего мыслителя о зрелости человека.
О зрелости человечества мы можем говорить лишь тогда, когда оно придет к универсальной идентичности. А пока господствует национальная идентичность, мир между народами не имеет еще необходимого стабильного фундамента, ведь «Идентичность есть конечный результат процесса идентификации — самоотождествления, самоопределения индивидов» 4.
[204]
Чтобы лучше понимать сокровенную сущность философии, необходимо постоянно помнить о том, что человечество покинуло стадию детства и вступило на порог зрелости. С этим нельзя не согласиться. Если учесть современный уровень цивилизации, развития науки и техники, научный опыт, накопленный человечеством за последние два столетия, его возможности по сравнению с предыдущим периодом колоссальны и никем не оспариваются. «Философия являясь элементом человеческой культуры, сама оказывает глубокое, хотя подчас и незаметное без специального анализа, воздействие на другие, более конкретные сферы духовной культуры: науку, искусство, мораль, религию, право» 5.
Ставится под сомнение лишь вопрос о том, смогут ли люди использовать огромные возможности цивилизации соответствующие морально-человеческим ценностям на благо универсального этноса, для счастья и мира всего человечества?! Культура многообразна по своему содержанию и проявлению. В своих предельных значениях «стремиться» совпасть с общественной жизнью человека. В.Д. Губин, обозначая роль философии в определении миссии человека, пишет: « Изучая философию, мы, таким образом, «…закрепляем наше истинно человеческое измерение. Именно теоретическое учение не говорит о самом главном: как быть человеком» 6.
Цивилизация, так часто восхваляемая великими учеными и людьми искусства, может, если ей позволить, перешагнуть границы умеренности и принести людям большое несчастье, то есть цивилизация, достигшая чрезмерных масштабов, может стать таким же обильным источником зла, как и источником добра, в случае, если она перешагнет рамки умеренности.
Установление справедливых отношений во всем мире — не только в пределах собственной нации — стало поистине насущной потребностью человечества. Различие между людьми следует понимать как источник духовного обогащения и прогресса, а не как исходный момент самоутверждения и подавления одних людей другими, ведь упорство и привязанность в предрассудках любого рода наносит ущерб интересам общества. «Жизнь показывает, что такая позиция слепа [205] и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и историю советского общества, причиной тяжких бед» 7.
Широко распространенные предрассудки национального, религиозного и расового характера, которые овладевают душами и умами людей должны быть отброшены, поскольку предрассудки всегда приводили к недоразумениям, и очень часто в руках политиков эти предрассудки используются для разжигания больших конфликтов и войн. «Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других). Современных «мифов» (например, вульгарно толкуемого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп» 8.
Условием развития мировой культуры является наличие людей, свободных от привычек и предрассудков, препятствующих духовному единству людей, которые целеустремленно ищут истину. Это требование является обязательным, потому что предрассудки затрудняют общение народов разных рас и культур, которое неуклонно расширяется, и препятствуют объединению людей. Мы можем учиться и у нецивилизованных народов, обогащать и расширять свои познания. Ведь предрассудки, скепсис, догматизм, взаимно провоцируя друг друга, губят живой человеческий разум. Сегодня современный мир столкнулся с новой проблемой — терроризмом, имеющим место во всех уголках мира. Но каждый человек в состоянии постепенно осознать и устранить вековые осознанные или неосознанные предрассудки, насилие. Все мы свидетели происходящих ужасных, беспощадных террористических актов в России, Америке, Ираке и других частях мира. Недавняя трагедия в Беслане — это вызов не только Российской Федерации, но и всему цивилизованному миру.
Предрассудками называются иррациональные компоненты общественного индивидуального сознания-суеверия, связанные с религией, и предубеждения. О сущности предрассудков американский мыслитель [206] Д.С. Джордан пишет: «Предрассудок — это наше ложное представление о чем-либо, разновидность знания, которому мы находим некое эмоциональное подтверждение… Другими словами, предрассудок — эмоциональная привязанность или склонность человека к какому-либо ошибочному представлению. Действия, продиктованные подобными представлениями пагубны не только для тех, на кого они направлены, но и для тех кто их совершает» 9.
Можно рассматривать понятие «предрассудок» в аспекте личностном и социальном. В личностном плане предрассудок представляет собой постоянное препятствие для реализации человеческого потенциала, а в социальном предрассудок, претворенный в действие, порождает массовые проявления несправедливости, начиная с дискриминации, находящими выход в войнах. И это тоже является блокированием потенциала — на этот раз потенциала общества. «Каждое препятствие на пути объединения человечества основано на предрассудке-приверженности массы людей, вышедших из одной культуры, к какому-либо ложному представлению» 10. Поэтому, процесс объединения человечества — это, по существу, процесс искоренения предрассудков.
Кроме того, сегодня терроризм стал глобальным явлением, представляющим одну из самых опасных угроз международной безопасности и стабильности. Но социальный строй, единство людей помогают разоблачить и преодолеть все виды группового насилия и эгоизма. К достижению этой стадии развития цивилизации и приближается человечество. Ведь общая боль, огромные испытания в мировом масштабе сближают сердца людей. Единство человечества есть лейтмотив, зарождающейся сейчас новой эры, то мерило, с которым надлежит соизмерять каждое предложение об усовершенствовании человеческого общества. В данное время, в свете последних исторических событий, когда насилия и беды не обошли ни одну страну стороной, главной задачей философии, как нам представляется, является подготовка общественного сознания к пониманию, что человечество есть единый организм, и его будущее — результат коллективной ответственности всех и каждого индивидуума.
[207]
Ресурсы планеты, в том числе культурные ценности, являются достоянием всего человечества, а не какого-либо народа! Ведь испокон веков культура объединяла народы. Культура, философия охватывают образ жизни, морально-этические ценности общества. Они учат людей сосуществовать на благо всего человечества для созидания новой цивилизации.
Человечество нуждается в новых ценностях. Но ему нужны и пути, которые могли бы воплотить их в жизнь. Эта миссия возлагается на философов, мыслителей, культурных просветителей сообщества мира.
- [1] Гуревич П.С. Культурология. — М., 1996. С.7.
- [2] Шаров А.В. Взаимодействие культур и проблема идентичности // Кантовские чтения в КРСУ (22 апреля 2004 г.); Общечеловеческое и национальное в философии: II международная научно-практическая конференция КРСУ (27-28 мая 2004 г.). Материалы выступлений / Под общ.ред. И.И. Ивановой. — Бишкек, 2004. — С.171.
- [3] Гуревич П.С. Культурология. — М., 1996. С.12.
- [4] Мчетлова М.П. Российская цивилизация. — М., 2003. С.73.
- [5] Хорев А.В. Философия и культурное развитие. — М., 1985. С.82-83.
- [6] Губин В.Д. Философия. — М., 2003. С.8.
- [7] Введение в философию. В 2ч. Ч.1 /Под общ. ред. И.Т. Фролова. — М., 1989. С.27.
- [8] Там же. С.28.
- [9] Джордан Д.С. Как обрести свое истинное «Я». — СПб., 1992. С.19.
- [10] Там же.
Добавить комментарий