Вера Бахаи и общечеловеческие ценности

[320]

Человечество в настоящее время не только находится в преддверии коренных качественных перемен, но уже вступило в исторический процесс эволюционного перехода к новой эпохе, точнее, к новой цивилизации. Для всех очевидны мощные разрушительные процессы, направленные на свертывание существующего, но уже отживающего миропорядка, и в то же время становятся все более различимы глубинные процессы, ведущие к созиданию нового порядка на земле. Намечаются контуры этой новой цивилизации, а также пути и средства для перехода к ней. Ставится задача создания научного фундамента, на основе которого будут прорабатываться детали и формулироваться необходимые конкретные рекомендации.

«Человечество стремительно объединяется в общий организм в плане экономики, телекоммуникаций, транспорта, финансов, науки и т.д. Мирная жизнь и благоденствие стран и народов могут быть достигнуты только при установлении достаточно высокой степени согласия и единения людей. Последнее непременно требует обновления моральных и этических установок, т.е. создания новой этики, соответствующей этой грядущей цивилизации» 1.

В этот критический момент, когда трудноразрешимы проблемы, стоящие перед человечеством, сливаются в общую заботу о судьбах мира, было бы безответственно не остановить волну конфликтов и беспорядков.

Научно-технический прогресс, ознаменовавший наш воистину благословенный век, предвещает крупный скачок в социальной эволюции планеты и указывает пути возможного решения практических проблем, стоящих перед человечеством. По существу, он предоставляет средства [321] для управления сложной жизнью объединенного мира, и все же барьеры продолжают существовать. Сомнение, неверные представления, предрассудки, подозрительность мешают установлению нормальных взаимоотношений между народами и государствами.

В обращении Всемирного Дома Справедливости (ВСБ, Хайфа, Израиль) к народам мира под заголовком «Обещание мира во всем мире» пишется: «Род человеческий, как организм особого склада, прошел через эволюционные стадии, подобные младенчеству и детству в жизни человека и находится сейчас в кульминационной стадии мятежной юности, приближаясь к долгожданной поре зрелости» 2.

Мы живем в эпоху, которую, если использовать правильные критерии, следует рассматривать как переходный период истории, характеризующийся двойственностью протекающих процессов. С одной стороны, мир сотрясается от предсмертных судорог прежнего порядка, с другой стороны, идет становление Нового Порядка, искупительного и божественного по своей сути, которому суждено вытеснить прежний и в недрах которого пробиваются ростки новой, не имеющей себе равных в истории всемирной цивилизации.

Революции и перевороты, которые начались с середины XIX века, оказали влияние на каждого человека, они потрясли сознание всего современного общества. События, напоминающие предсмертные судороги, прискорбно несовершенного социального и экономического порядка уже выказывают признаки распада. Господствующие системы и могущественные идеологии (например, марксизм) исчезают подобно лучам солнца, угасающего на вершине горы, оставляя людей мира все в большей растерянности и тревоге.

Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

Более ста лет назад, в 1874 году выдающийся философ В.С. Соловьев, размышляя над ростом числа самоубийств, отмечал, что самоубийства не могут быть удовлетворительно объяснены из одних внешних частных причин. Бывают случаи, когда и безо всякого внешнего повода, в самой счастливой обстановке люди сильные и здоровые равнодушно лишают себя жизни, объявляя, что жить не стоит, не из чего. Сокровища непосредственной жизни имеют цену лишь тогда, указывал В.С. Соловьев, когда за ними таится безусловное содержание, когда над ними стоит [322] безусловная цель. Если же это содержание, эта цель перестали существовать для человека, а интересы материальной жизни обнаружили, между тем, все свое ничтожество, то понятно, что ничего более не остается, кроме самоубийства. Причину такого состояния человека В.С. Соловьев видит в потере красоты внешнего мира. В.С. Соловьев приходит к выводу о том, что «безусловно необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, т.е. такие, что разрешали бы существенные вопросы ума, вопросы об истине сущего, о смысле и разуме явлений, и вместе с тем удовлетворяли бы высшим требованиям воли, ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни. Такие общие воззрения существовали и существуют, и притом в двух формах, религии и философии» 3.

Исследователь Веры Бахаи философ Уильям С. Хэтчер пишет: «История человечества хранит свидетельства появления, распространения и исчезновения бесконечного числа религий, систем верований и философских течений. Хотя побудительным импульсом для появления каждой из таких систем служили многочисленные культурные и психологические факторы, всех их объединяла общая идея; человек в силу своей природы не является целостным создание. Отсюда с неизбежностью следует, что человек в своем развитии должен пройти через процесс самосовершенствования, самоопределения, который рассматривается сторонниками этой идеи как главный смысл существования человека…» 4.

С позиции современности каждая из великих религий предстает перед нами как система, которая с успехом удовлетворяла духовным и социальные потребности определенного народа или определенной культуры в прошлом, но которая в настоящий, критический период истории уже не отвечает надлежащим образом нуждам человеческим. Поэтому, наверное, современный человек сталкивается со многими эмоционально-психологическими проблемами, которые он не в состоянии в одиночестве разрешить. Мери Максвелл, одна из уникальных личностей среди последователей Веры Бахаи, пишет: «В сегодняшнем мире, где повсеместно царит разлад, люди постоянно нарушают законы, которые определяют развитие человека как личности. Они больны изнутри, изуродованы, недоразвиты по самой своей сути. Неудивительно, что в результате возникает хаос» 5.

Примечания
  • [1] Бахаулла. Крупицы из Писаний Бахауллы. — СПб., 1994. С. XXXI.
  • [2] Современный философский словарь. — М., 1996.
  • [3] Саади Ширази. Бустон. — Душанбе, 1982.
  • [4] Боголюбова Л.Н. Введение в обществознание. — М., 2002.
  • [5] Через гуманизм — к миру. — Бишкек, 2002.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий