«Начало мира»
(проект интерактивного перформанса)
Акт смерть-рождение — главная составляющая ритуала. Не исключение ритуал открытия выставки. Инициация зрителя выставки «Начало мира» предполагает вхождение в особое состояние, состояние открытости и обращенности не только к эстетической, но и к символической, архетипической стороне изображения. Акция заряжена интенцией на отказ от пассивности созерцания и возвращение зрителю обостренного внимания к выставленным художественным произведениям. Интерактивный (с участием посетителей) перформанс призван сбить установку на шутку, иронию, весенний карнавал и создать условие продуктивного триалога: куратор-художник-зритель.
Известная, прежде всего своей скандальностью картина Г. Курбе «Начало мира», дала повод для размышления об ожиданиях и переживаниях зрителя в современной галерее. Очищается ли, переживает катарсис, находится ли в шоковом состоянии от разрушения привычного и узнаваемого мира искусства, пространства музея или художественной галереи.
На рисунке мы видим входящего на выставку человека, котороый еще не знает обстоятельств своего появления в этом пространстве. К тому же он предполагает, что смотрететь будет он, а не на него как на объект действия. Его появление (кроме уже-пришедших, а в нашем случае, вернее, будет сказать прошедших акт инициации зрителей) фиксируют две видеокамеры. Они воспроизводят лицо входящего и видящего обращенное на себя внимание, скажем повышенное внимание, и одновременно, вторая камера дает картину со спины, то есть повернувшееся назад лицо и увидевшее через что он пролшел. Сумма радости и удивления, неизвестности и прозрения задает напряженную динамику психологических состояний. За среднестатистическую фигуру посетителя музея взят искусствовед А. Курбановский.
Добавить комментарий