То, что сегодня происходит на уровне цивилизации, представляет собой своеобразный переходный период. В его основе лежит глубинная смена парадигмы общественного развития. Обострение глобальных проблем и многогранная интеграция мира ведут к необходимости формирования глобального сознания, как отражения новой реальности. Объективные закономерности развития цивилизации поставили под вопрос рациональность многих ориентаций, выступавших в качестве приоритетных направлений развития. Достаточно очевидно проявились негативные черты превалирующей ориентации на силу, господство, «иметь», непосредственную выгоду и т.д. Многочисленные войны и конфликты, разобщенность и противостояние народов, поляризация мира, деградация природной среды — далеко не полное перечисление глобальных проблем, порожденных самим человеком.
Предвиденье системного кризиса цивилизации, страх по потере собственного бессмертия заставляют пересмотреть господствующие ценности. Это осознание происходит вслед за первыми попытками поиска выхода из обозначившейся ситуации через реформирование сложившейся системы отношений, производственной деятельности, но достаточно быстро возникает вопрос о ведущей роли внутренних человеческих качеств. Любое общественное переустройство означает прежде всего кризис ценностей по тем или иным причинам, теряющим свою значимость. Сегодня «речь идет о фундаментальных основаниях человеческого бытия, о выработке новых ценностей, которые призваны обеспечить стратегию выживания и прогресса человечества. Необходим пересмотр прежнего отношения к природе, идеалов господства, ориентированных на силовое преобразование природного и социального мира, необходима выработка новых идеалов человеческой деятельности, нового понимания перспектив человека» 1.
В общем виде на смену старых ценностей приходит мир, консенсус и ненасилие, демократизация и гуманизация отношений, недопущение развития за счет разрушения окружающей среды, творческая самореализация, разум. [86] Центральным звеном при этом выступает сам человек, его жизнь и развитие, человек, способный предвидеть последствия своих действий и не допускающий отклонения от сбалансированного развития системы «Человек — Общество — Природа».
Можно ли решить глобальные проблемы как таковые всецело положась на НТП? Очевидно, что за рамками достижений науки, создания ресурсо- и энергосберегающих технологий, перехода на альтернативные варианты сырья и энергии, развития микроэлектроники и информационных технологий, даже технологий, способных восстанавливать в какой-то мере природную среду, остается широкий пласт вопросов, решение которых лежит в области духовного мира человека. Развитие науки и техники в конце концов не гарантирует, что все достижения будут использованы во благо в истинном смысле этого слова.
Ценностная проблематика отражена в разнообразных проектах и программах развития. В этой связи прежде всего следует упомянуть концепцию устойчивого и постиндустриального общества. Постиндустриальное общество 2 связывается с вхождением развитых стран в новый технологический этап развития, изменения качественного состояния западной цивилизации. Однако эта концепция, в принципе описывающая общество, способное совмещать собственный прогресс и контроль состояния окружающей среды, характерна для обществ, переживших этап индустриализации. В то же время для многих стран достижение постиндустриальной стадии возможно лишь в перспективе, для других более важной проблемой остается поддержание приемлемых условий жизни вообще. Поэтому можно сказать, что в планетарном масштабе реализация этой концепции как минимум в ближайшее время не обеспечит необходимого решения глобальных проблем.
Вторая концепция предлагает создание устойчивого общества, то есть общества, удовлетворяющего нужды сегодняшнего поколения, не лишая будущие поколения возможности удовлетворения их собственной нужды. Соответствующая концепция устойчивого развития 3 была принята на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), более 160 стран приняли эту концепцию, скоординировав ее под свои особенности. Следует также отметить принятую в рамках ООН декларацию о «культуре мира», которая также несет в себе [87] идею изменения ценностей в сторону миролюбия, миротворчества, миротерпимости, неагрессивного мышления и поведения и т.п. 4.
Среди подобных мер особое место занимает биосферная стратегия, опору которой составляет идея ноосферного развития Вернадского, но существует она большей частью в виде теоретических положений. Каждая из них в большей или меньшей степени вбирает определенные пласты проблем, так или иначе подводящих к идее общепланетарной стратегии развития.
Однако следует отметить, что реализация подобных концепций и программ наталкивается на барьеры человеческого сознания, находящегося в русле привычных взглядов, сфокусированных вокруг близлежащих событий, малых социо-культурных образований.
Очевидно, что в условиях обострения глобальных проблем речь должна идти о выработке целей, общих для всего человечества, как целого, путях и формах распространения общечеловеческих ценностей, формировании глобального сознания.
Большая заслуга в повороте к человеческим качествам, духовной стороне жизни принадлежит ученым Римского клуба. В вышедших под его эгидой докладах «Цели для всего человечества» (1977) и «Нет пределов обучению» (1979) отмечалось в том числе и то, что человеческие качества, как своеобразный ресурс жизнедеятельности, должны формироваться посредством системы образования. Без формирования человеческих качеств невозможно переустройство человеческой жизни, приоритетов, отношений и т.д.
Ценностное сознание формируется на основе человеческого опыта, оценки тех или иных событий, процессов, явлений. Ценности, выработанные той или иной культурой, усваиваются непосредственно в процессе социализации. Посредством ее формируются представления о мире, многие желания, интересы, происходит приобщение к духу культуры, идее той или иной эпохи, народа. Предмет только тогда влияет на поступки человека, когда человек осознает связь его свойств и качеств со своими потребностями и интересами, при этом большое значение в функционировании людей и групп имеет признание чего-либо ценностью, субъективное признание в качестве необходимого, нужного, полезного и т.д.. «Предмет, обладающий позитивной значимостью, которая не отражена в сознании человека или отражена неявно, оставляет человека равнодушным к нему или же вызывает действия, [88] неадекватные реальной роли предмета в жизни и деятельности человека» 5. В основу системы образования, социализации должно быть положено формирование «нового типа человека» с иной нежели ранее системой ценностей. Речь идет о развитии и трансформации ценностных установок представителей отдельных культур, приближение их к общечеловеческим ценностям, способным обеспечить гармоничное развитие цивилизации.
Главной особенностью нового типа человека, отмечает Т.В. Сохраняева, является его сопряженность с человечеством в целом и, хотя образ нового человека еще не сформирован как завершенный, можно обозначить то, на чем этот образ основывается: признание человека высшей ценностью и основным источником развития истории, обоснование особой ответственности человека перед миром в связи с его уникальным положением на планете и во Вселенной, утверждение принципа универсализма как единства человеческого рода, нового понимания разума как основы духовного развития и т.д. 6.
В различных мировоззренческих установках людей, значимых программах развития единство человечества, объединяющегося перед лицом глобальных проблем, становится доминирующим и в формирующемся глобальном сознании необходимо должны найти отражение особенности современной цивилизации, занять свое место осознание глобальных проблем, их причин и последствий. Эти и другие моменты должны учитываться в определении путей и перспектив дальнейшего развития, смысла пребывания человека на Земле.
Особенности происходящих изменений особо остро ставят вопрос об ответственности человека перед настоящим и будущим. В конце концов от того какими ценностями он будет руководствоваться, в каком направлении осуществится его выбор пути дальнейшего развития, будет зависеть будущее как собственно человека, так и биосферы в целом.
- [1] Степин В.С. Философия и образы будущего // Вопросы философии. №6. 1994.
- [2] Мунтен М. Постиндустриально-информационное общество как концепция новой глобальной цивилизации // Безопасность Евразии. №2. 2001.
- [3] Мунтен М. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие в XXI веке // Безопасность Евразии. №1. 2000.
- [4] Капто А. Генезис и становление культуры мира // Безопасность Евразии. №1. 2000.
- [5] Бакиров В.С. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. — Харьков. 1988.
- [6] Сохраняева Т.В. Ценности образования на фоне меняющегося образа человека // Социально-гуманитарные знания. №6. 2002.
Добавить комментарий