1. Понятие «эстезис» сравнительно недавно обрело категориальный статус. Оно рассматривалось Э. Гуссерлем как деятельность, предметом которой выступают «эстемы», т.е. чувственные данные. Его многогранную трактовку дал П.В. Соболев, для которого это была не только основная категория лекционного курса по эстетике, но и доминанта его педагогической деятельности. П.В. Соболев рассматривал эстезис как «психический комплекс обеспечивающий восприятие, познание и оценивание действительности». Эстезис включает в себя чувственное многоканальное восприятие явлений мира, их проекцию «на экран психики», непосредственно-классифицирующее отношение в акте восприятия, интуитивное познание и оценивание, переживание и эффект «психической волны», восходящей от уровня эмоциональных реакций к уровню ответа чувств 1. Тем самым утверждается невозможность существования несинтезированных чувственных данных, то есть того, что не имело бы отношения к самому сознанию. Воплощением этого синтеза и оказывается эстезис. Те или иные аспекты эстезиса — не отдельные компоненты, а скорее прозрачные грани неразделимого целого, сквозь каждую из которых просмариваются в особом ракурсе все остальные. В эстезисе, связанном с чувственным восприятием, мир не распадается на «внешнюю форму и внутреннее содержание». Сама форма становится прозрачным носителем внутреннего содержания. Чувственное восприятие — это в то же время и сверхчувственное восприятие, в формах и звуках непосредственно схватывающее «невидимое» и «неслышимое» духовное содержание.
Можно добавить, что М. Мамардашвили размышлял о понимании мира, которое возможно только на основе понятий, разрешимых «на эстезисных моделях» 2, а американский философ Ф. Нортроп писал: «Эстетический фактор — такой же фундаментальный и надежный критерий достоверного знания, а также правильного и святого в культуре, как фактор теоретический…» 3.
2. Во второй половине ХХ века осознание культуры как бесконечного процесса творческого становления, как раскрытия смыслов человеческого бытия предполагает признание универсальности эстетического в культуре вообще, формирует новый ракурс в трактовке основополагающих понятий: форма, целостность, творчество, образ. Именно эту ситуацию отражает понимание эстетики, сформулированное А.П. Валицкой: «Эстетика видит свой предмет в особого рода человеческой реальности, в пространстве соразмерного человеку мира, освещенного понимающим чувством и творческой энергией созидания» 4.
Задача сегодняшнего дня — преодолеть разрыв между двумя потоками современной культуры: естественнонаучным и гуманитарным, наукой и искусством. Это сближение возможно на путях тончайшей регуляции самого творческого процесса, целостного обогащения человеческой чувственности. Открытие асимметрии гемисфер, эйдетической и проективной памяти позволило перейти от понимания взаимодополнительности эстетического и логического начал к признанию единого фона и общего основания уникальной способности образно-логического мышления. Соответственно уточнилось представление о генезисе эстетического чувства, которое возникло «в связи и исключительно в интересах творческой деятельности» 5, а красота стала пониматься как «инструмент» творчества.
3. Новое пространство знания осуществимо лишь в отдаленной перспективе, когда в пределах информационного поля культуры будут вскрыты отнюдь не очевидные переходы между её разнородными составляющими. О том, как протянуть связующие нити между столь далеко разошедшимися сферами человеческого бытия размышляет современная эстетика, но, самое главное, эти пути ищут культуротворческие школы, претворяющие в жизнь концепцию, разработанную А.П. Валицкой.
Образовательное пространство культуротворческой школы ориентировано на постижение смысла, раскрывающегося как переживаемая значимость, как ценность, на формирование личностного образа мира, в пределах которого только и возможно творчество. Стержнем складывающейся концепции образования становится эстезис — глубинное основание и интегральная структура миропереживания, миропонимания и, очевидно, искомого импульса творчества. Ведь творчество невозможно вне волевых усилий, вне напряжения всех душевных сил, ведь радость и муки творчества — отнюдь не метафоры. Взращивание, культивирование эстезиса — это воспитание «положительно-приемлющего» (М. Бахтин) отношения к миру, «чувства стиля» (А. Уайтхед), являющего себя во всех видах человеческой деятельности. Если рассматривать личность ребенка не как набор характеристик, а в становлении, как веер потенциальных траекторий его жизненного пути, еще не ставших, но становящихся, то эстезис предстанет и средством и целью воспитания, которое вводит ребенка в сотворенный мир культуры и позволяет ему стать творцом своего мира, осуществив поступок-выбор.
- [1] Соболев П.В. Программа курса «Основы эстетики» // Эстетика, культура, образование. СПб, 1997. С.273-274.
- [2] Мамардашвили М. Классический и неклассический идеал рациональности. М., 1994. С. 52.
- [3] Northrop F.S.C. The Meating of East and West. N.Y., 1966. P. 311
- [4] Валицкая А.П. О природе эстетического знания // Эстетика. Культура. Образование. СПб, 1997. С. 32.
- [5] Симонов П.В. Красота и мозг. М., 1995. С. 9.
Добавить комментарий