Частушка как средство социально-политической пропаганды

[188]

Частушка как главный жанр крестьянской лирической поэзии возникает в 1880-1890 гг. Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека: полуязыческая картина мира, соразмерная с календарем полевых работ жизнь русского крестьянства, посиделки, отношения между парнями и девушками, [189] тема посиделок, гуляний, встреч и расставаний, замужества, вдовства и смерти. Мифопоэтическая модель мира русского крестьянина, проникнутая духом любви к русской земле, к русской природе, широко описана в исследовательской литературе 1.

Другое дело, политическая частушка, где можно найти стройную систему философии истории. Ведь русская частушка — это рефлексия русского крестьянства над событиями русской истории. Здесь присутствует народная и литературная частушка. В частушках можно найти эхо русско-японской войны:

Куропаткин-генерал
Все иконы собирал,
Пил да ел, да жарил кур, —
Протранжирил Порт-Артур 2,


русской революции 1905 г.:

Царь посеял пашаницу,
А царица — виноград,
Царь прожил всею Россию,
А царица — Петроград,

Бога нет, царя не надо,
Губернатора убьем!
Платить подати не будем,
Во солдаты не пойдем! 3

Первой мировой войны:

Ты, Вильгельм, проклятый немец,
Меня с милкой разлучил.
Ты прощай, моя милая,
Под Варшаву угодил 4,

Октябрьской революции и Гражданской войны:

[190]

Эх, яблочко
Сбоку зелено!
К черту Думу, господ —
Даешь Ленина!

Эх, шпоры мои,
Шпоры гнутые!
Мы разбили Колчака,
Как и Дутова,

Вы, ребята, не робейте,
Мы Деникина побьем,
Колчака загоним в море,
Шею Мамонту свернем 5,

НЭПа:

Спекулянт, спекулянт
Спекулирует,
А советская власть
Реквизирует! 6

Коллективизации и Великой Отечественной войны и т. п.

Особую группу составляют частушки, связанные со службой в армии: тема рекрутских наборов, служба в царской армии, затем уже служба в рядах Красной армии. К этой группе относятся печальные, где отражается разлука с любимым, его гибель или ранение, и веселые частушки, где показано как браво служит и воюет «ягодиночка». Сюда также относятся шуточные частушки, где обыгрывается нелегкая женская доля тех, кто ждет возвращения своих милых со службы в армии.

Социологический анализ политической частушки рисует целостную картину того, как различные группы крестьянского населения реагировали на исторические события и политические реалии. Политическая частушка — это меткое средство пропаганды определенных социальных и политических идей. В 1920-30ые годы частушка становится оружием «классовой борьбы». Огромное внимание уделяется политическому и идеологическому воспитанию сочинителей частушек. Советские идеологи разделили население деревни [191] на классы, следовательно возникает «бедняцкая» и «кулацкая» частушка.

В книге «Фольклор России в документах советского периода 1933-41 гг. Сборник документов» 7 приводится ряд документов, иллюстрирующих коррекционную работу с крестьянским населением в отношении советской и антисоветской агитации. Примером может служить учебный план «Принципы художественного и идеологического отбора словесных текстов частушек» для занятий словесников на конференции-семинаре частушечников, датируемый февралем 1935 года. В этом учебном плане представлена технология постепенного отсеивания «советских» и «антисоветских» частушек.

Во время работы, согласно учебному плану, предполагалось рассмотреть девять тем, одна из которых носила название «Классово-идеологический состав современного частушечного репертуара деревни». Развитие темы шло следующим образом. Сначала слушателем предлагалась характеристика частушек: прямым текстом шло описание:

Создатели и носители художественной советской частушки и их репертуар (партийный, комсомольский активы, селькоры, колхозники-ударники).

Кулацкая частушка. Ее социальный носитель. Общая характеристика идеологической направленности кулацкой частушки.

Кулацкой частушке уделялось особое внимание, потому что у слушателей курсов должен был в мозгу зафиксироваться образ «идейного врага». Ведь перед слушателями стояла конкретная задача не только выступать цензорами народного творчества, но еще отсеивать, выражаясь языком этого учебного плана, «антисоветские элементы». В учебном плане смоделирован целый образ «антисоветских и несознательных элементов», которые в частушках проводят антисоветскую агитацию. Действиями «идейного врага» числятся «открытая и замаскированная антисоветская агитация», «злостная критика социалистического строительства вообще и в частности процесса коллективизации (на всех его этапах). От курсов слушателей требуется освещать все формы проявления кулацкой агитации [192] в данной местности. При этом в скобочках поясняется, что «здесь следует использовать наблюдения местных партийных органов».

Примеры кулацких частушек не приводятся на занятиях, дается лишь характеристика кулацкого репертуара, его основная тематика, «разоблачаются методы антисоветской агитации художественным словом». Авторы учебного плана уделяют особое внимание тому, что «в кулацких частушках могут быть использованы самокритические советские частушки в клеветнических целях, где отдельные неполадки истолковываются как явления типичные для социалистического строительства в целом«.

Например, частушка:

В небе звездочки зажглись,
А потом погасли.
Наши бабы собрались
И открыли ясли,


была признана хулиганской частушкой с замаскированной кулацкой агитацией.

В этом же разделе анализировалась и критиковалась мещанская, блатная и хулиганская частушка, исполнители которой приравнивались к антисоветским элементам. Частушечники, которые сочиняли и пели так называемую «антисоветскую» частушку, подвергались социальному остракизму, а иногда даже арестам. Частушка «Когда Ленин умирал / Сталину наказывал / Хлеба вдоволь не давай / Мяса не показывай» открывала прямой путь в следственные органы.

В Великую Отечественную войну частушка была призвана не только поднять боевой дух армии, осмеять противника, но и повысить политическую сознательность бойцов. В каждом отряде была своя армейская самодеятельность. Многие фольклористы участвовали в боях и могли получить полевой материал прямо на месте. Сохранились записи частушек, сочиненных бойцами Карельского, Белорусского и других фронтов 8.

Тематика частушек, сочиненных в годы Великой Отечественной войны, разнообразна: от традиционных описаний проводов милого на войну до описаний оккупации, боевых действий. [193] Отдельно стоят тексты частушек, где осмеивается фигура Гитлера, его приспешников и полицаев:

Ой, на улице туман,
Полное затмение.
Глянул Гитлер на Москву
И лишился зрения,

Две веревки на осине —
Любо-дорого смотреть:
Скоро Гитлер с Муссолини
Будут рядышком висеть! 9

Послевоенная частушка описывает изменения в жизни деревни, когда большая часть молодежи уехала в город. Здесь уже присутствует демографический аспект. Урбанизация населения сузила повсеместное сочинение и использование частушки. Хотя частушка утратила широкий политический смысл, продолжает существовать озорная, блатная (где порой используется матерный лексикон) частушка. Тем не менее во многих деревнях существуют фольклорные ансамбли, организовываются народные гулянья и постепенно возрождается интерес к частушке как к форме художественного творчества.

Примечания
  • [1] Кулагина А.В. Поэтический мир русской частушки. М., 2000. И т. п.
  • [2] Частушки / Сост., вступ. ст., подготовка текстов и коммент. Ф.М. Селиванова. Библиотека русского фольклора Т. 9. М., 1990. С. 137.
  • [3] Там же. С. 109.
  • [4] Там же. С. 141.
  • [5] Там же. С. 149, 150.
  • [6] Там же. С. 149.
  • [7] Фольклор России в документах советского периода 1933-41 гг. Сборник документов. М., 1984.
  • [8] Русский фольклор Великой Отечественной войны. М., 1964.
  • [9] Частушки. Библиотека русского фольклора. Т. 9. М., 1990. С. 186.

Добавить комментарий