Россия выступает как огромное межнациональное и межкультур ное пространство. Многочисленные народности, издавна соседству ющие друг с другом, различаются своей историей, культурными традициями, религиозными верованиями.
Говоря об особенностях современного диалога религий, мы согласимся с мнением М.А. Сиверцева о возросшем значении «эпохи безрелигиозной культуры», которая воздействует на межрелигиозный диалог 1. Однако, оставляя за пределами нашего исследования такие важнейшие факторы, как глобализация и секуляризация, мы акценти руем роли «традиционного» и «нетрадиционного» в межрелигиозном диалоге.
Наше внимание будет приковано к опыту взаимодействия «традиционного» и «нетрадиционного» в России, к особенностям диалога между ними, к перспективам дальнейшего развития этого диалога.
Прежде, чем перейти к нашей теме, необходимо очертить понятия, с которыми мы будем иметь дело. «Традиционное», на наш взгляд, является исторической формой верований данного народа и определяется, прежде всего, продолжительностью своего существования на данной территории и своим тесным культурным взаимодействием с нерелигиозной (светской) средой. Говоря о «нетрадиционном» мы подразумеваем новые религиозные движения, а также те религии, которые были экспансированы в данную культурную среду 2.
Чем отличается «традиционное» от «нетрадиционного»? Как ведет себя «нетрадиционное»? Как взаимодействуют «традиционное» и «нетрадиционное»? На все эти вопросы мы постараемся найти ответ.
Прежде, чем мы обратимся к конкретным примерам, отметим следующее. «Нетрадиционное» наносит значительный удар по религиозной идентичности «традиционного», привыкшего ощущать себя [180] хозяином на своей территории. Именно это, на наш взгляд, дает новый импульс к развитию как «традиционных», так и «нетрадицион ных» религий. Безусловно, что в подобной ситуации нельзя исключать взаимовлияние того и другого. Но, так или иначе, только в совместном сосуществовании #171;традиционное» и «нетрадиционное» могут раскрыться в полной мере. «Нетрадиционное», оказываясь в чуждой для себя среде, вынуждено подчеркивать свои особые, исключительные черты, выделяющие его на фоне «традиционного». «Традиционное», в свою очередь, должно быть всегда «на высоте», непрестанно доказывая незыблемость своей позиции.
В качестве основных примеров рассмотрим следующие:
- Язычество и христианство. История христианизации народов Севера. Народы Севера сегодня.
- Западное христианство и восточные религии. Восточная экспансия в сознание современного западного человека. Трансформация религиозного сознания.
- Новые религиозные движения (НРД) и традиция. Приход новых религий на смену старым. Критерии «новизны». Наше отношение НРД и отношение НРД к нам.
Каковы же перспективы для диалога «традиционного» и «нетрадиционного»? С одной стороны, подобное взаимодействие не может исключать фактора вынужденного противоборства друг другу. С другой стороны, оно повышает уровень самосознания верующих. Кроме того, диалог между «традиционным» и «нетрадиционным», как одна из форм межрелигиозного диалога, может способствовать сплочению двух различных форм религиозности (каковыми, по сути, они являются) против безрелигиозного мира. А это, в свою очередь, будет содействовать росту религиозности в целом.
- [1] Сиверцев М.А. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации.
- [2] Ярким примером могут служить восточные религии, такие как конфуцианство, даосизм, буддизм, на территории Дальнего Востока.
Литература
- Диа-Логос: Религия и общество 2000. Альманах. Общ. ред. и сост. Марка Смирнова. — М.: Культурно-просветительский центр «Духовная Библиотека», 2001.
- История религий в России: Учебник . Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. М., Изд-во РАГС, 2001.
- М.А. Сиверцев. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации. Журнал «Человек». № 5, 2002. С. 76-87.
- Примирение в Европе. — Миссия Церквей в Украине, Беларуси, Польше и Германии. Региональная конференция. 07.05.1999 в Минске и Гродно. Материалы. Минск, 2000.
- Пути примирения. Практический Справочник Каритас. СПб.: Каритас России, 2000.
- Александр Щипков. Во что верит Россия: Курс лекций. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998.
- Gustav Mensching. Tolerance and Truth in Religion. University of Alabama Press, 1971.
- Jeffrey Bloechl. Have We Need of Invoking Postmodernity? Identity and Difference in Theological Discourse. Postdoctoral Research Associate, Belgian Fund for Scientific Research (Flanders). Journal for Christian Theological Research. 4:1 1999 и др.
- Диа-Логос: Религия и общество 2000. Альманах. Общ. ред. и сост. Марка Смирнова. — М.: Культурно-просветительский центр «Духовная Библиотека», 2001.
Добавить комментарий