Особенности межрелигиозного диалога в России. «Традиционное» и «нетрадиционное»

[179]

Россия выступает как огромное межнациональное и межкультур ное пространство. Многочисленные народности, издавна соседству ющие друг с другом, различаются своей историей, культурными традициями, религиозными верованиями.

Говоря об особенностях современного диалога религий, мы согласимся с мнением М.А. Сиверцева о возросшем значении «эпохи безрелигиозной культуры», которая воздействует на межрелигиозный диалог 1. Однако, оставляя за пределами нашего исследования такие важнейшие факторы, как глобализация и секуляризация, мы акценти руем роли «традиционного» и «нетрадиционного» в межрелигиозном диалоге.

Наше внимание будет приковано к опыту взаимодействия «традиционного» и «нетрадиционного» в России, к особенностям диалога между ними, к перспективам дальнейшего развития этого диалога.

Прежде, чем перейти к нашей теме, необходимо очертить понятия, с которыми мы будем иметь дело. «Традиционное», на наш взгляд, является исторической формой верований данного народа и определяется, прежде всего, продолжительностью своего существования на данной территории и своим тесным культурным взаимодействием с нерелигиозной (светской) средой. Говоря о «нетрадиционном» мы подразумеваем новые религиозные движения, а также те религии, которые были экспансированы в данную культурную среду 2.

Чем отличается «традиционное» от «нетрадиционного»? Как ведет себя «нетрадиционное»? Как взаимодействуют «традиционное» и «нетрадиционное»? На все эти вопросы мы постараемся найти ответ.

Прежде, чем мы обратимся к конкретным примерам, отметим следующее. «Нетрадиционное» наносит значительный удар по религиозной идентичности «традиционного», привыкшего ощущать себя [180] хозяином на своей территории. Именно это, на наш взгляд, дает новый импульс к развитию как «традиционных», так и «нетрадицион ных» религий. Безусловно, что в подобной ситуации нельзя исключать взаимовлияние того и другого. Но, так или иначе, только в совместном сосуществовании #171;традиционное» и «нетрадиционное» могут раскрыться в полной мере. «Нетрадиционное», оказываясь в чуждой для себя среде, вынуждено подчеркивать свои особые, исключительные черты, выделяющие его на фоне «традиционного». «Традиционное», в свою очередь, должно быть всегда «на высоте», непрестанно доказывая незыблемость своей позиции.

В качестве основных примеров рассмотрим следующие:

  1. Язычество и христианство. История христианизации народов Севера. Народы Севера сегодня.
  2. Западное христианство и восточные религии. Восточная экспансия в сознание современного западного человека. Трансформация религиозного сознания.
  3. Новые религиозные движения (НРД) и традиция. Приход новых религий на смену старым. Критерии «новизны». Наше отношение НРД и отношение НРД к нам.

Каковы же перспективы для диалога «традиционного» и «нетрадиционного»? С одной стороны, подобное взаимодействие не может исключать фактора вынужденного противоборства друг другу. С другой стороны, оно повышает уровень самосознания верующих. Кроме того, диалог между «традиционным» и «нетрадиционным», как одна из форм межрелигиозного диалога, может способствовать сплочению двух различных форм религиозности (каковыми, по сути, они являются) против безрелигиозного мира. А это, в свою очередь, будет содействовать росту религиозности в целом.

Примечания
  • [1] Сиверцев М.А. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации.
  • [2] Ярким примером могут служить восточные религии, такие как конфуцианство, даосизм, буддизм, на территории Дальнего Востока.

    Литература


    1. Диа-Логос: Религия и общество 2000. Альманах. Общ. ред. и сост. Марка Смирнова. — М.: Культурно-просветительский центр «Духовная Библиотека», 2001.
    2. История религий в России: Учебник . Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. М., Изд-во РАГС, 2001.
    3. М.А. Сиверцев. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации. Журнал «Человек». № 5, 2002. С. 76-87.
    4. Примирение в Европе. — Миссия Церквей в Украине, Беларуси, Польше и Германии. Региональная конференция. 07.05.1999 в Минске и Гродно. Материалы. Минск, 2000.
    5. Пути примирения. Практический Справочник Каритас. СПб.: Каритас России, 2000.
    6. Александр Щипков. Во что верит Россия: Курс лекций. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998.
    7. Gustav Mensching. Tolerance and Truth in Religion. University of Alabama Press, 1971.
    8. Jeffrey Bloechl. Have We Need of Invoking Postmodernity? Identity and Difference in Theological Discourse. Postdoctoral Research Associate, Belgian Fund for Scientific Research (Flanders). Journal for Christian Theological Research. 4:1 1999 и др.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий