Некоторые аспекты философии киргизов

[77]

Многофункциональность современных процессов и вызовы истории в очередной раз поставили перед человечеством новые проблемы, где немаловажное значение имеет переориентация общественного сознания, связанная с актуализацией процессов глобализации. Сложность и многокачественность человеческой цивилизации закономерно потребовали новых подходов, идей, исходных позиций, от решения которых зависят перспективы его развития. Поэтому изучение истории культуры и философии киргизов имеет как теоретическое так и практическое значение. Ведь самобытность любого народа независимо от величины и религиозной принадлежности, его самоопределенность духовного бытия, имеет большую социально политическую значимость, где идея государственности выступает системообразующим критерием самодостаточности национального менталитета. В этом аспекте исследование культуры кочевников в общем и киргизов в частности актуально по следующим причинам:

 — для киргизского народа эпос «Манас» является не только произведением устного народного творчества, но историей, уходящим своими корнями в глубину веков. По объему и содержанию в человеческой цивилизации он не имеет себе равных, поэтому является памятником и достоянием общечеловеческого сознания. Индоарийские мифы, древние космические легенды и философские учения Востока называют словом Манас — сознание, мыслитель, «потоком сознания» и в этом аспекте он имеет свыше 50 значений. То, что только киргизы-манасчи умеют импровизировать, петь стихами, находясь в состоянии экстаза, и эпос «Манас» — это история киргизов, говорит о величии народа, его глубокой исторической преемственности. Видимо, объективно закономерно принятие — 49 сессией Генеральной Ассамблеи ООН от 5 октября 1994 года, решения. Провозглашение 1995 года годом празднования 1000-летия киргизского эпоса «Манас» и проведение великого национального праздника в общемировом масштабе. Это эпос — океан, целинный пласт многовековой и вместе с тем очень современной культуры, производное кочевнической, тенгрианской философии, которая находится в глубинной связи с так называемой теорией Единого поля, способной перевести на совершенно иной плоскости человеко-природную связь;

 — в последние годы в периодической и научной литературе появилось много публикаций по истории киргизов и номадической культуре, которые носят противоречивый и сложный характер.
[78]

Основная часть ученых историю киргизов начинают с IX века нашей эры, то есть с киргизского великодержавия. Некоторые научные деятели считают, что у киргизов вообще из идеологических и политических соображений и начиналась она с VI тысячелетия до нашей эры. Несмотря на такие противоречивые точки зрения ученых, на сессии ООН было принято решение объявить 2003 год Годом киргизской государственности ее 2200-летие. Даже сам факт принятия такого решения на международном уровне свидетельствует о том, что это не случайность, а объективная закономерность и история киргизов имеет глубокую преемственность, отразившаяся на различных архивных, исторических, религиозных источниках;

 — одной из традиций и обычаев, передаваемая из поколения в поколение, является то, что каждый киргиз должен помнить 7 своих отцов (Жети улуу Кокустук).

Вообще раньше история человеческой цивилизации писалась как история царских родов и его генеалогии. Вплоть до XVI века Европа не была Европой в современном понимании, а была лишь захолустным краем. Основные исторические события человечества происходили на просторах Азии и творилась в основном представителями номадической культуры, где неоднозначное значение имели киргизы, о чем свидетельствуют многие источники. Только лишь с XVI века с появлением индустриального ремесленного труда, история человечества объясняется с общественно-экономических формаций (производительных сил и производственных отношений) как логическая завершенность. Исходя из этого факта, можно утверждать, что не только в течение более VII тысячелетий господствовала номадическая цивилизация (арийские пастушеские племена), но и в этой истории большое значение имела культура киргизов, как одного из древнейших народов Центральной Азии. Поэтому и сохранилась в традиции и обычаях киргизов необходимость значения 7 отцов, которую забыли (или не имели) многие другие народы, что свидетельствует о его избранности и аристократическом (господствующем) происхождении;

 — по утверждению киргизских ученых Омуралиева Ч., Абдылдабекова Т., Мусаева К., Сарыгулова Д., киргизы, как воинственные кочевые племена в древности, оставили глубокий след в географических названиях местностей, гор, рек, озер, городов, а также имен, живущих там народов в Азии, Европе, Африке и Латинской Америке, о чем свидетельствуют многие публикации и исследования в периодической и научной литературе. К тому же заметна потеря лидерства и постепенный «закат Европы» в экономическом плане, о чем говорит рост уровня [79] производительности труда в Японии и странах «Азиатского тигра», а также в последние десятилетия быстро возрастает значение Азии для человеческой цивилизации, то есть просыпаются Тайвань, Гонконг, Южная Корея и Вьетнам, Китай, Индия и другие. В демографическом отношении более половины человечества живет на азиатском континенте. Ведь человек определяет развитие человечества, а не материальное производство, военная технология и техника, которые в действительности лишь производное от него. И в этой Азии большое значение имела культура и история киргизов как воинственных кочевников, против которых строилась Великая китайская стена и на земле которых знаменательно происходили и будут происходить (как проявление самодостаточности, цикличности и преемственности) в перспективе основные исторические события человеческой цивилизации;

В настоящее время среди научной интеллигенции явно наметились 3 позиции, объективно отражающие реальное состояние общества и современной философской и исторической мысли Кыргызстана:

  1. Скептическая позиция, придерживающаяся официальной и принятой в советское время стереотипов и схем, в которой не место в номадической культуре и истории киргизов. Они отрицательно относятся к различным документам, историческим фактам и суждениям, считая их гипотетически вымышленными, несуразными, а в большинстве случаев просто игнорируют их, равнодушно не замечая. В действительности они раньше обвиняли такие точки зрения, называя их протонаучными, вымышленными, вот мол до чего договорились и не будет ли стыдно за такие утверждения. Если бы советское время да тоталитарная система, тогда бы мы посмотрели и подискутировали кое-где в других условиях и обстоятельствах, а сейчас говорите мол сколько угодно — все равно наша возьмет. Ведь сейчас на улице XXI век — глобализации и интернета;
  2. Пессимистическая позиция, утверждающая примиренчество, равнодушия и наблюдения. В основной части своей это научная интеллигенция, получившая и достигшая определенных благ в советское время, утверждая марксизм-ленинизм и отрицавшая иные суждения. Пускай, мол, ломают копья, выясняют отношения, а мы подождем подходящих новых времен, когда все согласуются. Цикличность в азиатской культуре является сущностью, в результате проявления которой полностью отрицается старая идеология, культура и интеллигенция, а на её место приходит иная философия, история, идеология и интеллигенция;
    [80]
  3. Диссидентская позиция, которая сражается до отчаяния за свои суждения, принципы и точки зрения. На голом энтузиазме, без поддержки государства и идеологии, интересы которой чаще они выражают в условиях экономически нищенского существования. Это изгои общества, энтузиасты и романтики, которые загорелись желанием перелопатить всю информацию, историю, философию, чтобы допекаться до истин. Конечно, трудно воспринимаются их доводы, гипотезы при сложившихся стереотипах и схемах по простой причине, что такого не может быть потому, что не может быть, т.е. легче держаться золотой середины и наблюдать за событиями извне, когда другие становятся изгоями и чаще подвергаются дискриминациям.

Современная западноевропейская философия показала свою несостоятельность объяснять общественные явления, о чем свидетельствуют не только односторонность исходных позиций (воля, интуиция, материя, психика и т.д.), но и безысходный индивидуализм, падение нравственности и деградация общества. В таких моментах в историческом развитии человечества всегда ответы на вызовы истории появлялись на Востоке, отличающемся от европейского менталитета и культуры цельностного, системностью и логической завершенностью. Философия России и его история (религиозный мистицизм, мессианизм, символизм и т.д.) — это проявление пограничного элемента человеческой цивилизации между противоположными сторонами явления. В этом отношении полагаем, что философия киргизов, как объективная реализация своей прошлой истории — тенгриаства — дает реальные ответы на современные вызовы человечества.

Как древняя вера человека оно отразилось в различных религиозных течениях. В настоящее время необходимо создать новую методологию исследования и философию, которые имеют истоки в тенгрианстве. Многие понятия и категории «бир тен дуйно», «бир кен дуйно», «опосуз дуйно», «чын дуйно», «жалган дуйно» требуют нового осмысления, которые способствуют дальнейшему развитию философии. Такие категории «арам», «адал», «сооп», «арбак» связаны с человеческой нравственностью и духовностью, требующие цельности и гармоничности с природой.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий