Тенденции гуманизации и дегуманизации экономики

"Тенденции гуманизации и дегуманизации экономики"1


[157]

О целесообразности философского подхода к экономике

При глубоком осмыслении феномена экономики становится очевидным, что она остается все еще в значительной мере «объектом неопознанным». Наши представления об экономике неполны и неадекватны 2. Можно утверждать, что в настоящее время не существует всестороннего, холистического (целостного) учения об экономике, удовлетворяющего познавательные, практические потребности современного общества, особенно с точки зрения перспектив. Это особенно касается отражения в научной мысли истинной социальной природы, сущности и значения экономических явлений и процессов для благополучия всех представителей рода человеческого, что можно в частности, сказать относительно богатства, прибыли, собственности, наемного труда, распределительных отношений, источников экономического прогресса и т. д.

Отклонения представлений экономической науки от природы и свойств реальных явлений и процессов происходит от недостаточного [158] учета их связи с внешним миром — неэкономической средой, начиная от психо-биологических особенностей человека и кончая энергетическими ресурсами космоса 3. Наблюдается ограниченность экономической теории, ее замкнутость в сугубо специальных проблемах, утрата традиций широкого подхода к экономической жизни с древних времен, в классических работах 4. Как бы игнорируются общие аспекты, глубинные источники движущих сил экономики, соответствие экономических процессов и отношений с интересами всех людей и каждого человека, человечества в целом, с общечеловеческими ценностями.

Этим и обусловливаетя отставание экономического сознания современного общества от требований прогресса жизни. Наверное реагированием на такое положение можно считать попытку в последнее время отдельных ученых восполнить этот пробел 5.

Создание требуемой в современных условиях, целостной, всесторонней экономической теории предполагает коренное обновление и расширение горизонта экономических наук 6 и их более тесное интегрирование с фундаментальными науками о природе, человеке и обществе, с философией. Только тогда будет возможным глубокое осмысление коренных и глобальных сущностных аспектов экономической жизни, исходя из ее роли в социуме, ее природы, заложенных в нее положительных и отрицательных начал, реального механизма подлинного, а не мнимого прогресса.

Новые, расширенные знания об экономике помогут людям, человечеству в целом, избавиться от горьких заблуждений, соблазнов, ошибоч- [159] ных практических действий, направляемых одними против других и самого себя, которые порой осуществляются неосознанно и вне воли 7 и могут привести к печальным последствиям вплоть до самоуничтожения человеческого рода. При этом следует обратить внимание на некоторые особенности объектов и субъектов экономического познания. Во-первых, это то, что экономика, как и другие сферы социума, характеризуется трудностями проникновения к ее сущности. Отражения экономических явлений в сознании людей часто не соответствуют действительности или даже являются противоположными: вредное воспринимается как безобидное или полезное, несправедливое как нормальное, ненравственное как допустимое, ложное как правильное и т. д. Современные усложняющиеся процессы, протекающие в экономике, рост ее масштабности, ее всеобъемлющий характер, затрудняют возможность адекватно отразить в сознании людей все, происходящее в этой сфере. Здесь же надо заметить, что восприятие экономических объектов, отношений и т. д. обычно подвергается влиянию интересов групп людей — нередко теоретики и масса людей заинтересована не истиной, а пользой для себя. Помимо того, на экономическом сознании в определенной степени сказываются субъективные особенности людей — менталитет, склонности, стиль мышления, в виду чего нередко реальные процессы и явления отражаются в их сознании так, как вещи в кривом зеркале. На этой почве существует множество ошибок, кривотолков вокруг экономической реальности, отдельных экономических фактов.

Далее, с точки зрения адекватного отражения экономической жизни в экономической теории и сознании людей, важно иметь в виду трансцендентную природу экономики в том смысле, что конечная, высшая цель, определяющая ее предназначение и исходные, первичные источники ресурсов ее функционирования, находятся вне ее самой. В частности, высшей, конечной ее целью является социальный результат воспроизводство жизни людей, их благосостояние (а прямой, промежуточной целью же — производство товаров, услуг, получение прибыли и т. п.); исходными источниками социальной энергии 8 — потенциала, со- [160] здающего материальные и духовные блага общества, являются природа и человеческие способности, а чисто экономические ресурсы — инвестиции, хозяйственный механизм и т. д. являются производными, вторичными. Эти обстоятельства имеют существенное значение в формировании сущности и содержания, свойств, а также познания и регулирования экономики.

Не менее важно и то, что история не создает сразу готовых совершенных форм и способов жизни, отвечающих всеобщим интересам (чаяниям каждого), а приближается к ним, постепенно совершенствуя их по мере созревания необходимых предпосылок — интеллектуально-культурного уровня людей, и на этой основе материальных и социальных условий, допуская при этом множество искажений, ужасных фактов и т. д.

Из выше изложенного приходим к мнению, что для истинного, всестороннего, холистического, расширенного и углубленного познания экономики, происходящих в ней процессов, перспектив необходимо приложение к ним общефилософских, социологических, этических, эстетических, категорий, которые позволяют представить экономику в аспекте общечеловеческих, фундаментальных ценностей и антиценностей, образующих хребет человеческой жизни: добра и зла, справедливости и несправедливости, любви и ненависти, истины и лжи, красоты и уродливости, свободы и детерминированности (зависимости) и т.п. Именно от этих ценностей и антиценностей, их соотношения зависят прогресс или деградация жизни общества.

Уровень выполнения экономикой своего предназначения и функций — обеспечения благосостояния для всех людей (а не для отдельных групп людей), условий для самоутверждения, самореализации и совершенства человека концентрированно выражается в тенденциях гуманизации и дегуманизации, определяется их соотношением.

Под гуманизацией экономики понимаем адекватность процесса ее развития и функционирования нуждам и интересам всех людей, всего общества в целом, иначе это значит быть экономике источником благополучия и счастья для всех людей (а не отдельных групп). Как многокомпонентный процесс, гуманизация проявляется в усилении фундаментальной функции экономики — служить добру и совершенству жизни каждого человека одинаково, с учетом их заслуг и альтруистического принципа (бескорыстной помощи нуждающимся членам общества). Более конкретно это: освобождение всех людей от страданий в виду недостаточности благ (экономическое освобождение); устранение тяжелых, бессодержа- [161] тельных, рутинных трудовых операций, интеллектуализация труда и рост его творческого характера (технологическое освобождение); повышение объективации (справедливости и нравственности) социально-экономических отношений — трудовых, собственности, обмена, распределения, потребления; раширение экономической и интеллектуальной свободы; устранение угнетения человека (социальное освобождение); повышение эстетических характеристик содержания трудового процесса и результатов (продукта) труда (культурный прогресс), ограничение экологической вредности производства и улучшение окружающей среды (экологическая безопасность).

Противоположные явления и процессы обусловливают тенденцию дегуманизации экономики.

Гуманизация и дегуманизация — сущностные системные характеристики экономики. Гуманизация является критерием прогресса экономической жизни. Гуманизация — это процесс, степень ее повышается в зависимости от этапа общественного и экономического развития, происходящего в сложных формах и условиях. Гуманизации сопутствуют обстоятельства, порождающие тенденцию дегуманизации. На основе соотношения тенденций гуманизации и дегуманизации формируются и баланс общечеловеческих ценностей и антиценностей, среда и условия, гарантирующие счастье людей, или лишающие их счастья. Исходя из этого аксиометрическое и эвдемоническое видение могут служить методом анализа гуманизации и дегуманизации экономики в рамках более широкого антропоцентристского (по-новому) подхода, т. е. рассмотрения экономических благ, отношений, фактов с точки зрения достоинств и счастья человека, имея в виду, что человек является цензом всех явлений и процессов, происходящих в социуме, ценнейшим богатством.

Эти обстоятельства и обусловливают ценность жизни. Смысл экономики детерминирован именно ценностью жизни, которой она служит. Ценность и глубокий смысл жизни же подтверждена историей, отношением к ней всех поколений, человеческой мудростью, наукой, искусством, литературой. «Даже при обилии материальной энергии, даже пробуждаемые страхом или непосредственным желанием, без вкуса к жизни человечество вскоре перестало бы создавать или творить дела, которые оно считало бы абсолютным» 9.
[162]

Не будет наверное преувеличением считать спор некоторых философов и других людей вокруг смысла жизни бесплодным занятием 10. Такое отношение к жизни не может быть исходным при рассмотрении проблем гуманизации и прогресса экономики, несмотря на огромное количество кошмарных фактов, известных из истории.

Тенденции гуманизации и дегуманизации в экономических фактах, процессах и отношениях связаны с амбивалентностью и релятивностью благ (товаров и услуг), они могут приносить пользу или наносить вред в зависимости от направления и характера использования. Этот момент раскрывается при трансформации экономических благ в социальное добро или социальное зло.

Содержание этой трансформации выражается в соединении экономических благ с общечеловеческими ценностями или антиценностями. Следовательно:

Экономические блага U ценности → социальное добро;
Экономические блага U антиценности → социальное зло;
U — знак объединения → знак следования.

К примеру, соединение экономических благ со справедливостью, гарантирует благосостояние для всех людей, а, скажем, соединение с алчностью, приносит бедность для многих. Из этого следует, что экономические блага не являются безусловным добром 11.

Кроме того, под влиянием социальной среды, целей, способов и степени использования, ценность экономических благ может быть большей или меньшей. Накопленные и неиспользованные блага могут рассматриваться как потери или ущерб обществу.

В отличие от экономических благ, духовные и социальные ценности, например, истинные знания, прогрессивные идеи, нравственность, справедливость, красота и т. д. не превращаются непосредственно в социальное зло (антиценности).
[163]

Из выше отмеченного следует, что экономические блага являются носителем тенденции как гуманизации, так и дегуманизации 12, тогда как духовные и социальные ценности изначально служат лишь гуманизации экономики и всей жизни общества. Усиление гуманизации и прогресса экономики и жизни людей в целом заключается в ограничении условий дегуманизации.

Как явствует из выше изложенного, философское видение экономики дает нам более полное, целостное и глубокое представление о ней, что весьма необходимо для современного человека.

Корни гуманизации и дегуманизации экономики

Предпосылки тенденций гуманизации и дегуманизации экономики кроются во взаимодействиях человека и экономики:

Человек ←→ Экономика

Исходное место человека в этих взаимоотношениях соответствуют тому, что он является создателем экономики с помощью природы и истории — запаса знаний, опыта, капитала, накопленных прежними и нынешними поколениями, а также безресурсных факторов социальной энергии — невидимых сил (законов и закономерностей развития природы и общества, спонтанных процессов, происходящих в мире, фундаментальных ценностей и т.д.).

Экономика, исходя из этого, предстает перед нами как воплощение свойств, целей, идеалов, стремлений, мыслей, креативных (творческо-изобретательных), созидательных способностей человека. В ней реализуется значительная часть замыслов, теорий, изобретений, открытий, проектов, идей людей. Ввиду указанных обстоятельств, экономика является носителем свойств ее творца — человека, его характера, уровня [164] интелектуально-культурного развития, души. Можно сделать обобщение: каков человек в данный период истории, такова и экономика. Гуманизация и дегуманизация экономики обусловливаются человеческими качествами, воплощенными в ней, экономическим поведением человека. Это, с одной стороны.

В определенном смысле, с другой стороны, можно утверждать, что и человек является творением экономики — его биологическое существование, социальные качества, в значительной мере формируются экономикой — трансформацией продуктов производства в человеческую жизнь, развитием характера, склонностей, способностей под воздействием экономических условий и отношений.

При этом следует исходить из конституирующей роли человека в отношении всех процессов и явлений, происходящих в экономике, равно как и во всей общественной жизни, что прослеживалась во все времена и еще больше усиливается в наш век. Экономика, созданная человеком, может служить лишь средством жизни. Неверно и не приведет к полезным результатам распространенное мнение о том, что определяющим фактором в жизни человека является экономика, все происходящее в обществе зависит от нее. Это преувеличении роли экономики. Таким фактором может быть лишь человек, для кого и кем в социуме создается все. Можно сказать, что уровень гуманизации в данное конкретное время определяется теми конкретными признаками, которые присущи человеку.

Основным «каналом», через который «транспортируются» положительные и отрицательные человеческие качества к экономике —это трудовая, творческо-созидательная деятельность. Помимо того, в этом деле участвуют и такие «каналы», как экономические отношения, культурные, политические и др. общественные процессы.

Ввиду указанных обстоятельств — свойств и деятельности человека, при рассмотрении источников тенденций гуманизации и дегуманизации экономики следует исходить из положительной и отрицательной социальной энергии, их соотношения, что и обусловливает в конечном счете преимущество той или иной тенденции. Заметим здесь же, что характер социальной энергии изначально не является детерминированным, и можно представить ее как нейтральную. Только цели и действия человека по ее использованию обусловливают ее позитивный или негативный характер с точки зрения интересов людей. Использование ее для добрых целей образует тенденцию гуманизации, и, наоборот, ее расходование для злостных целей порождает тенденцию дегуманизации экономики.
[165]

Важным моментом в этом отношении является соотношение добра и зла в человеческих свойствах. Для большинства мыслителей, начиная со времен Конфуция, Лао-Цзы, Сократа, Аристотеля и др. и до современных, а также для основной части человечества не вызывает сомнения преобладание добра в людях. Еще древнекитайский философ Мэн-Цзы полагал, что человек добр, он может творить зло только принудительно 13. Немало однако ученых и других жителей планеты, заостряющих внимание на злостную природу человека. Они разделяют мнение другого древнего китайского философа утверждающего, что «человек имеет злую природу» 14.

Неоспоримо, что начала тех или иных свойств человека заложены природой. В современном понимании характер человека в первую очередь имеет биологическую основу, «хотя склонность людей к агрессии можно квалифицировать как инстинкт, агрессия все-таки обусловлена биологически» 15. З. Фрейд, Э. Фромм и др. в биологических компонентах человека находят предпосылки его психических свойств и поведения, склонностей, черт характера и т. д. В частности, здесь следует отметить влияние на нервную систему генетических (биологических) факторов. По Марлеру, социальная агрессия и молчаливая агрессия связаны с функционированием различных отделов головного мозга 16.

На гуманизации или дегуманизации экономики отражаются и чувства — любви, радости, страдания, печали и т. д. как усилители этих тенденций.

Совершенно очевидно, что помимо биологических, гораздо большее воздействие на гуманизацию и дегуманизацию экономики оказывают социогенные корни природы человека. Они в значительной степени детерминированы деятельностью самого человека и ее результатами, социальной средой, общественными, в т.ч. экономическими отношениями. Еще Ф. Бэкон заметил, что «В каждом человеке природа восходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе 17.
[166]

Все же можно утверждать, что вокруг рассматриваемой здесь проблемы многое еще остается неясным 18. Окончательно в самой природе человека не решается дилемма: homo homini deus или homo homini lupus est. На практике явно наблюдаем, что в человеке могут быть представлены те или иные свойства, ибо ему присуща колебаемость. Исходя из своих интересов люди могут даже вопреки своей воле совершать аморальные и несправедливые действия. Вместе с тем высокая культура, знания, самопознание помогают ему преградить путь своим негативным склонностям, хотя познавательный уровень не гарантирует правильные действия человека, которые определяются в конечном счете балансом позитивных и негативных факторов, обусловливающих мотивации действий людей. В конечном счете следует признать в формировании позитивных свойств у человека решающую роль образовательно-культурного уровня всего общества, традиций, объективно складывающихся человеческих ценностей. Нетрудно заметить, что развитие интеллекта человека, особенно всеобщего, постижение истины о жизни, человеколюбии, подлинном и мнимом, месте материальных и духовных ценностей в обеспечении счастья людей и т. д. оказывают огромное влияние на формирование характера, морали, ценностной ориентации людей.

Тем не менее, история полна заблуждений, соблазнов людей, которые сбивали их с праведного пути. Это во многом обусловливалось и дефицитом истинных знаний и их приложения к жизни, что препятствовало гуманизации и человека, и экономики.

Надо заметить, что истина объективно никогда не противоречит интересам людей, однако она несовместима с необъективными интересами, реализация которых приводит к антигуманным действиям. Много примеров того, что злостные, антигуманные действия совершались люддьми из-за незнания своих действий, из-за отсутствия точных представлений о зле и добре, низкой культуры и низкого интеллекта. В тоже время нередко люди совершают неправильные действия, особенно в экономической сфере вполне ведая их ненравственность и несправедливость.

Общей средой для проявления факторов гуманизации и дегуманизации экономики являются: конкретно-исторические и общечеловечес- [167] кие элементы объективно складывающихся социально-экономических и др. межчеловеческих отношений; нормы поведения людей; оценочные критерии, считающиеся при существующем образе жизни и с глобальной точки зрения отдельные факты поведения людей, отношения между ними приемлемыми (правильными) или несоответствующими общечеловеческим ценностям. Конкретно-исторические и общечеловеческие критерии оценки явлений и процессов жизни не совпадают друг с другом, что выражается в отклонении первых от гуманизации. Часто встречаются парадоксальные случаи: интересы и цели людей нередко бывают ложными, иллюзорными, даже абсурдными. Так люди попадают в состояние отчуждения от истинных интересов. При этом непреходящие, общечеловеческие элементы жизни и критерии оценки ориентируют изменения объективных условий в сторону, приближающую к все более гуманизированному содержанию, к общечеловеческим ценностям.

Аналогично можно рассуждать и о другом ресурсе гуманизации — общественно-идеологической сфере — науке, литературе, искусстве, в которых мы обнаруживаем конкретно-исторические и общечеловеческие, преходящие и непреходящие толкования ценностей — свободы, справедливости, красоты, нравственности и т. д. Сохраняя и укрепляя общечеловечские ценности, эта сфера благоприятствует глобальной тенденции гуманизации, преодолению антигуманных явлений и процессов.

При этом все, связанное с гуманизацией экономики, задействованием ее факторов, происходит сложно 19. Процесс общественного развития свидетельствует о том, что цивилизация и гуманизация не конгруэнтны (не совпадают полностью друг с другом). Однако происходит это в виду неправильного использования плодов цивилизации, в чем львиная доля вины лежит на экономических отношениях, экономическом механизме, которые в не малой степени до сих пор ограничивают тенденцию гуманизации. Уместны в каком-то смысле предупреждения Руссо, Шелли, представителей Римского клуба и др. Но негативные последствия цивилиза- [168] ции не носят фатального характера. Конгруэнтность цивилизации и гуманизации вполне возможна. Это лучший путь к прогрессу.

Источники и процессы формирования тенденций гуманизации и дегуманизации экономики концентрированно можем представить по следующей схеме (рис. 1).

Необходимо заметить, что для гуманизации экономики исключительно важна роль нравственности. Значение нравственности в жизни людей давно подчеркивал Аристотель: «Природа дала в руки человеку оружие — умственную и нравственную силу. Ими вполне можно пользоваться в обратную сторону. Поэтому человек лишенный добродетели оказывается существом нечестным и диким» 20.

Реалии гуманизации и дегуманизации экономики

Тенденции гуманизации и дегуманизации экономики явно прослеживаются во всей истории человечества. Они сопутствовали изменениям, происходящим в производстве, обмене, распределении и присвоении (потреблении) экономических благ.

К предпосылкам гуманизации экономики относятся: созидательно-креативный потенциал, конструктирующая деятельность людей, результаты которых служат освобождению (избавлению) человека от страданий, приносимых трудностями жизни — тяжестью труда, нуждой, сложностями преодоления препятствий, возникающих на каждом шагу, противоречиями межчеловеческих отношений. Основные моменты гуманизации экономики в своем содержании включают развитие человека, его самореализацию и самоутверждение.

Гуманизации экономики прежде всего способствует непрерывное совершенствование техники и технологии, организации производства. Это приводит к повышению творческой содержательности, привлекательности, легкости, возрастанию производительной силы труда.

В современных условиях это наиболее наглядно выражается в изменениях трудового процесса, общей структуры совокупного труда, в направлении увеличения научно-технических, проектно-изыскательных работ, сокращения прямых производственных трудовых операций, росте творческой, интеллектуальной части в процессе работы людей.
[169]

IMAGE(0)


Рис. 1 Формирование тенденций гуманизации
и дегуманизации экономики

[170] Вместе с тем с ростом масштабов производства расширяются давно известные негативные последствия развития техники, технологии, производственной системы вообще, в частности наблюдается рост нагрузки на нервную систему, эмоцианальной напряженности, рутинность массовых операций, распространение новых профессиональных заболеваний, скажем как «синдром менеджера», обострение экологического кризиса и т. п.

С точки зрения прогресса жизни, следовательно гуманизации экономики, существенными моментами являются изменения в структуре экономических благ, расширение и совершенствование их состава, вместе с ростом их объемов, что сопровождается материализацией человеческих качеств в продуктах деятельности людей. Тем самым имеет место увеличение в этих продуктах человеческих элементов — свойств его ума и души. Экономические блага все больше становятся человечными и отделяются от первоначальных природных форм, больше приближаются к потребностям человека.

Важно и то, что возрастание производства экономических благ, их совершенствование (повышение технического уровня) происходит при снижении затрат человеческого труда, всех ресурсов в целом на единицу полезного эффекта этих благ. Это достигается особыми факторами функционирования экономики и ее прогресса — накоплением материальных и нематериальных даровых и частично даровых источников социальной энергии, исключительно благоприятных для общества, возрастанием их применения человеком. Чем выше интеллектуально-культурный уровень людей, научно-технический потенциал производства, тем больше применяются в экономике природные и социогенные даровые и частично даровые ресурсы такие как: энергия солнца, ветра, атома, полезные ископаемые, климатические условия, «работа истории» (накопленные запасы знаний, опыта, вещественный капитал и т. д.). Важным моментом является расширение благодаря росту образовательного уровня населения такого, в большей мере дарового, ресурса как естественная интеллектуальная способность людей, которая все шире включается в производственный процесс, в т. ч. с применением высоких современных технологий. Среди даровых человеческих ресурсов исключительное значение имеют неординарные способности отдельных людей, творческой элиты — гениальных ученых, изобретателей, творцов выдающихся произведений литературы и искусства и т. д.

Даровыми являются безресурсные источники социальной энергии — законы природы и общества, спонтанно протекающие процессы, [171] совершенствование социально-экономических отношений, которые благоприятствуют росту результатов производства (труда). Здесь же следует отметить и особые свойства источников социальной энергии и самой этой энергии. Ряд источников социальной энергии, в частности информационного происхождения — знание, опыт, идеи, проекты, теории, изобретения и пр., участвуя в создании благ в процессе применения не расходуются, не снашиваются, не исчезают, в отличии от вещественных ресурсов, а порой увеличиваются (возрастает их сила) благодаря распространению и соединению с человеческими спосбностями или природными ресурсами.

В результате этого имеет место неравенство, выражающее условие прогресса:

Результаты > затрат

Экономические блага растут опережающими темпами по сравнению с применяемыми для их производства ресурсами. Это особенно ярко наблюдается в последние десятилетия — в период бурного научно-технического прогресса. Благодаря этому увеличивается производство материальных и духовных благ на душу населения. Так, за последние 35 лет они увеличились во всем мире в два раза 21. Такое же увеличение было достигнуто за весь период существования человека. Соответственно возросло в среднем благосостояние людей.

Экономическому прогрессу, таким образом, сопутствует гуманизация экономики.

Вместе с тем нельзя игнорировать и негативные моменты, особенно в наше время, формирующие антигуманные тенденции в экономике — наращивание излишнего разнообразия (дифференциации) товаров и услуг, вызывающее заблуждение у потребителей, разжигание у них потребительских страстей, дополнительные затраты, в конечном счете не дающие реального социального эффекта. Кроме того, погоня за излишним разнообразием, порой бессмысленным, интенсифицирует причины экономического кризиса, бессодержательные и абсурдные склонности и направления деятельности людей и т.д. В конечном счете, все это снижает «цену» экономического развития.

Корни гуманизации и дегуманизации экономики глубоко пущены в общественные отношения между людьми по поводу производства, обмена, распределения и присвоения (потребления) благ.
[172]

Давно было замечено, что человеческая жизнь может протекать лишь в условиях сотрудничества между людьми. Различные аспекты этого сотрудничества рассматривались еще древними мыслителями, далее Гоббсом, Локком, Руссо, Гроциусом, Смитом, Марксом и др. А. Смит акцентирует внимание на важнейшем моменте сотрудничества между людьми: «Все члены человеческого общества нуждаются во взаимных услугах и одинаково подвергаются взаимным обидам: когда взаимные услуги вызываются взаимной любовью, благодарностью, дружбой, уважением, то общество процветает и благоденствует» 22.

К этой замечательной формулировке о значении межчеловеческого сотрудничества, следовало бы добавить еще одно условие, без которого оно не может стать источником благополучия и процветания — равновыгодность сотрудничества для партнеров. Иначе сотрудничество не может вызываться взаимной любовью и т. д. Взаимно выгодное сотрудничество всегда существовало между людьми, однако одни из партнеров имели большую выгоду, чем другие. Гуманизация социально-экономических отношений заключается именно в приближении к равной выгодности от сотрудничества и в конечном счете достижении его с учетом, конечно, роли отдельных партнеров в его результатах.

В аспекте тенденций гуманизации и дегуманизации экономики особый интерес вызывает объективация трудовых отношений, отношений собственности, распределения благ (доходов), потребительных отношений. Под объективацией социально-экономических отношений следует понимать такое партнерство участников экономического процесса, при котором существует причинно-следственная связь между ролью в этом процессе экономических субъектов и получаемых ими доходами (выгодами), т. е. эти отношения не искажаются субъективными действиями одной из сторон, нацеленными на получение большей выгоды за счет другой стороны, следовательно, ни одна из сторон не должна терпеть ущерба.

Объективированные социально-экономические отношения могут существовать в таких условиях, когда нет общественных предпосылок для проявления решающего влияния на поведение людей алчности, тщеславия, эгоизма и др. пороков. Из отмеченного следует, что основными критериями объективации социально-экономических отношений явля- [173] ются справедливость и нравственность. Заметим, что они когруэнтны: что справедливо, то и нравственно и, наоборот.

Дж. Ролз и другие теоретики справедливость, ее основной смысл связывают с распределением между индивидами основных человеческих ценностей — свободы, прав, богатства и т. д. 23 Нравственность социально-экономических отношений может выражаться в их слиянии с человеколюбием, добротой, щедростью и т. д. Иначе мы сталкиваемся с отчуждением человека от человечности.

Для справедливости и нравственности межчеловеческих социально-экономических отношений не допустимы отклонения от истинной сущности вещей, посягательства на чужие интересы, насилие — грубое или скрытое. Следовательно, они, вместе с другими человеческими ценностями, являются фундаментом счастья людей. В этом и заключается эвдемонический «заряд» гуманизации экономики.

Обьектирование трудовых отношений в нашей концепции предполагает освобождение труда от грубой или скрытой экономической или иной власти, подчинения ей. Побуждение к труду в таких условиях происходит на основе внутренних мотивов, без внешнего принуждения. Тогда между участниками отношений по трудовому процессу доминируют горизонтальные отношения, вместо вертикальных, существующих при подчинении труда какой-нибудь внешней власти.

Исторически существующие до настоящего времени трудовые отношения отклонены от объективированности. Как известно, они главным образом были привязаны к формам собственности на средства производства, а также отчасти определялись внеэкономическими факторами (грубым принуждением). Развитие трудовых отношений шло по направлению уменьшения грубого и насильственного подчинения труда. История была жестокой, присудив одной части населения трудовое повиновение, другой же — господство над ним и к тому она явилась совершенно несправедливой.

Нынешние трудовые отношения, основанные главным образом на власти капитала — отношения наемного труда с учетом цивилизованности современного общества и самих трудящихся, несмотря на личную свободу наемных работников, можно считать современным рабством. Свобода наемного работника неполноценна, ограничена, во многом [174] формальна. У работников нет достаточного выбора 24. Отношения найма не соответствуют человеческой сущности. В гуманизированном «обществе наем может применяться в отношении вещей, объектами найма должны быть средства производства, а не люди. Тогда труд будет по-настоящему свободным. Таким образом «пирамида перевернута», нужно ее поставить правильно. Общество, в котором господствует продажа труда — части человеческого существа, нельзя считать гуманизированным. Нормальным положением является продажа продукта труда.

Характер и развитие отношений собственности, ее объективация составляют важные элементы гуманизации экономики. Собственность — необходимый компонент условий социального существования и статуса личности, из-за несовершенства общественной жизни исторически была оторвана от своей первоосновы — труда 25, вклада человека в создание объекта собственности. Источником собственности фактически являются экономическое принуждение, политическая власть, грубая сила (военная, физическая и т. д.), несовершенные (следовательно, несправедливые) общественные условия. Размеры собственности (богатства) отдельных индивидов не соответствуют фундаментальному критерию гуманизации общества — справедливости, вкладу индивидов в создание экономических благ.

Существующий до сих пор механизм распределения и накопления богатства благодаря рыночным отношениям, на плечи меньшинства людей кладет огромной тяжести груз — распоряжаться большим, в некоторых случаях колоссальным богатством, ответственность за его сохранение и использование для удовлетворения как своих (не всегда разумных, рациональных) потребностей, так и нужд общества. В результате имеем неимоверную, никак не оправданную с точки зрения справедливости и нравственности, в самом глубоком смысле этих понятий, крайнюю неравномерность распределения богатства (равно так и прав и сво- [175] бод) между членами общества, народами, частями населения Земного шара. По данным журнала «Форбс», совокупный обьем богатства 225 наиболее богатых людей мира превышает один триллион долл. США, что равно годовому доходу 47 % бедной части населения мира 26. Капиталы трех богатейших людей превышают ВВП 48 наименее развитых стран. В США 1 процент богатейших семей владеет 33 % всех финансовых и материальных активов. В руках 5 % наиболее богатой части населения Великобритании находится 38 % материальных ценностей страны 27 и т. д. В то же время 7-17 % населения в промышленно развитых странах живет в условиях абсолютной нищеты 28. Это лишь отдельные факты.

Такая неравномерность между людьми по богатству исходят из необъективного (несправедливого, ненравственного) распределения благ (доходов). Распределительные отношения, равно как и другие социальные отношения, за всю историю развивались в уродливой форме. В виду несовершенства жизни, самих человеческих качеств, недостаточного интеллектуально-культурного уровня развития человека, преобладания стихийных процессов в экономике, в т. ч. в сфере распределительных отношений.

Рыночная система не может обеспечить объективное (справедливое, нравственное) распределение благ. Огромные различия в получаемых отдельными группами населения благах выражаются в различиях их прав и свобод, ибо источниками прав и свобод в нынешнем обществе служат доходы и богатство 29. В наше время все еще остаются сильными факторы распределения благ, вызывающие отклонения от справедливости и нравственности. Это наглядно подтверждается фактическими данными. Общие личные расходы 20 % наиболее доходной части населения мира составляет 88 %, а 20 % наименее доходной части населения — 1,3 % всех доходов 30.

Об огромном неравенстве в распределении благ указывается в документе ООН. «Беспредельному по своим масштабам и широте росту потребления в XX веке свойственна неравномерность в распределении с массой недостатков и вопиющей несправедливостью» 31.
[176]

Важным фактом является то, что несправедливость в распределении доходов, в той или иной мере смягчается социальными инструментами перераспределения доходов. Благодаря ему для удовлетворения общественных потребностей и реализации социальных программ в США используется 38,7 % ВНП, в Германии — 50,8 %, во Франции — 54,2 %, Англии — 47 %, Швеции — 73 % и т. д. 32, тогда как эти показатели соответственно равнялись 8 %, 10 %, 10 % и 6 % в 1880 г 33. Такая тенденция во многом способствует гуманизации экономики, хотя некоторые авторы считают несправедливостью перелив доходов от их получателей к малообеспеченным 34. Практика собственной логикой пришла к такому перераспределению, что соответствует интересам экономики и общества. Этим частично исправляется именно несправедливость, в частности то, что доходы в руки получателей попадают не только по своим вкладам в создании благ общества, но и благодаря общественной системе (механизму) распределения. Часть же несправедливо полученных доходов, должна перейти в распоряжение общества в лице государства.

Можно было бы здесь же отметить, что распределение произведенных благ и при социализме не было справедливым. Политическая власть использовала необоснованные, волюнтаристские системы распределения и навязывала их обществу. Существовала чрезмерно низкая оплата труда. Так доля оплаты труда в распределенном национальном доходе составила в СССР 36 %, тогда как она равнялась в США 61 %, Японии — 58 % и т. д. 35

Можем из изложенного заключить, что ни рыночная система, ни реальный социализм (плановое хозяйство) не гарантируют объективность (справедливость, нравственность) распределения благ. А без этого общество не может двигаться к более высокому уровню гуманизации экономики и всей жизни 36.
[177]

Анализ существующих социально-экономических отношений с точки зрения гуманизации и дегуманизации экономики был бы неполным без учета международного (глобального) аспекта. Крайняя неравномерность развития экономики и уровня жизни населения в мировом масштабе, имеющие ряд причин, представляют собой источник опасных противоречий и тенденции дегуманизации мировой экономики. Об этой неравномерности в общих чертах дают представление данные таблицы 1.

Таблица 1 Минимальные и максимальные показатели уровня жизни в странах мира

 
Страна

Мин. уровень

Макс. уровень

Макс. больше мин. раз

ВВП на душу населения — долл США

Д.Р. Конго

355







Люксембург



39004



в 109,5



Каллории принимаемых продуктов питания на 1 чел.

Мозамбик







Кипр

1675



3676



в 2,2



Расходы на здравоохранение на 1 чел в год — долл

Вьетнам

3







США



2765



в 921



Расходы на начальное и среднее образование на 1–го учащегося в год —
долл

Непал

44







Люксембург



15514



в 353



Потребление мяса на 1–го человека в год — кг

Бангладеш

3







Новая Зеландия



109



в 40



Телефоны на 1000 человек

Чад

1







Швеция



681



в 681



Продолжительность жизни — в годах

Оман

40,1







Канада



79,1



в 1,8


Здесь же добавим некоторые штрихи мрачной картины современного мира: 1,3 млрд человек в развивающихся странах живет при доходе менее чем 1 долл США в день, 32 % населения с переходной экономикой [178] на менее чем 4 долл, 1,3 млрд человек лишен доступа к доброкачественной питьевой воде, 1 млрд человек не имеет адекватного жилья, 841 млн человек страдает от недоедания, 880 млн. — лишены медицинской помощи, 2,6 млрд не имеет доступа к санитарному обслуживанию, 2 млрд человек живет без электричества, 885 млн человек в возрасте 15 лет и старше неграмотны и т. д. 37 Не в малой степени такое положение объясняется характером социально-экономической системы, существующей в мире. Исходя из этого, нельзя думать о высоком уровне современной цивилизации и гуманизации мирового сообщества. Проблем в этом отношении больше, чем достижений.

Одной из причин, ограничивающих гуманизацию экономической жизни, является несовершенство (нерациональность) потребления, излишнее потребление, недоиспользование и порча продуктов, потребление вредных продуктов и т. д., ввиду чего значительная часть (около 1/3) благ не трансформируется в социальное добро — в жизнь и благосостояние людей и фактически является потерями, не имея социального эффекта. Этими благами можно было бы улучшить жизнь сотен млн людей.

Ярким негативным антигуманистическим явлением можно считать криминализацию экономики и общественной жизни — распространение криминального бизнеса (наркобизнес, незаконная торговля оружием, выпуск и реализация фальшивых денег, экономический террор и пр.), коррупции, теневой экономики и т.п. Возрастает количество заключенных на 100 тыс. человек. С 1960 г. до 1993 г. оно увеличилось в Норвегии с 46 до 60, Исландии — с 28 до 39, Нидерландах — с 37 до 51, Швеции — с 51 до 66, Испании — с 70 до 115, Бельгии — с 67 до 72, Греции — с 41 до 68, Италии — с 61 до 89, Португалии — с 84 до 111 и т.д. 38 Высок показатель самоубийств, в частности в промышленно развитых странах — 37 чел на 100 тыс жителей 39. Значительная часть этих фактов имеет место на экономической почве.

Тяжелыми фактами антигуманности, связанных с экономическими интересами, являются войны, вооруженные конфликты, подготовка к ним, милитаризация экономики. По данным журнала «Фаворит», в истории человечества насчитываются 155 тыс войн, в которых убито 4 млрд человек. Во второй мировой войне затрачено 4 трилл долларов. Во всем мире на военные цели расходуется в минуту 1,5 млн долл; на 1 жителя приходится 800 кг взрывчатых веществ. В этих фактах [179] отражена немалая степень антигуманности общества в прошлом и в наше время. Деградация нравственности, как не парадоксально, сопутствует росту экономического обеспечения людей, что и проявляется в различных формах нездорового поведения и мышления людей (отклонение от норм образа жизни, искажение вкусов и пр.).

Все это в значительной степени объясняется негативным воздействием рыночных экономических отношений на духовный мир, моральный облик человека, что широко отражены в научной и художественной литературе, народной мудрости 40.

Немалая часть ученых, политиков, представителей народа, видят идеал в рыночных отношениях. Но это происходит ввиду поверхностного видения явлений рыночных отношений. Оно не способствует выработке верной ценностной ориентации людей. Необходимо правильно осмыслить взаимоотношения экономических интересов и общечеловеческих ценностей, место экономики в жизни общества и его отдельных индивидов, что будет спосбствовать гуманизации экономики 41.

Оптимистический взор на будущее

«В том, что наше общество больно, нет сомнения», — писал социолог К. Манхейм 42. Он был прав лишь частично. Было бы необъективно не видеть наряду с симптомами болезни, порой чудовищными явлениями в жизни общества в наш век, фактов созидания, прогресса, гуманизма, вызывающих восхищение. Животрепещущим все-таки остается вопрос: что ждет впереди?

Опыт и логика развития свидетельствуют: в каком направлении будет изменяться человек, в том и пойдут изменения экономики — в сторону гуманизации или дегуманизации. Есть основание для оптимизма — можно ожидать совершенствования и возвышения че- [180] ловека. «Чем больше человек становиться человеком, тем меньше он согласится на что-либо иное, кроме бесконечного и неистребимого движения к новому. В сам ход его движения включается что-то абсолютное» 43. Таков вектор человеческой истории и будущего человечества. При этом «Первая главная проблема заключается в появлении хорошего человека (курсив наш, Г. М.). Человечество должно стать лучше, иначе оно окажется стертым с лица Земли или будет вынуждено жить под постоянной угрозой исчезновения» 44.

Одной из доминирующих тенденций на основе изменений человечества к лучшему должно быть совершенствование экономики, ее гуманизация. Это не только безальтернативный путь к прогрессу, но и необходимое условие для выживания человечества. Возможности же гуманизации экономики и общественной жизни в целом, бесконечны, многообразны, а дегуманизация имеет предел — гибель самого человечества.

Результатом процесса изменений человека должна стать личность, названная А. Швейцером и другими «новым человеком» 45.

Главным моментом в этих изменениях должно стать преодоление черт homo economics, преимущественным свойством которого является стремление к личной выгоде, наживе 46, определяющее характер его поведения и отношения между людьми по принципу «дай мне то, что нужно и ты получишь то, что тебе нужно» 47. Под влиянием таких отношений формировалось и рыночное мышление многих теоретиков и массы людей, которое не может соответствовать новому этапу жизни общества — [181] более совершенному и гуманизированному, с подлинно человечными отношениями между людьми — чистыми, бескорыстными, приносящими взаимную пользу всем (что, конечно, трудно вообразить людям рыночной экономики). Необходимо иметь в виду, что бескорыстные и честные отношения между людьми являются истинно человечными, первичными в жизни людей и общества, приносящими самые желанные результаты. Переход к таким отношениям между людьми приведет к коренным, прогрессивным переменам в жизни общества на пути его гуманизации.

Однако, как свидетельствует практика, такие перемены связаны с большими трудностями, в частности, с осознанием людьми предназначения и смысла жизни человека, истинных ценностей, приносящих действительную пользу, истинного смысла счастья. Сложности этих явлений и условий решения жизненных проблем ограничивают возможность человека избавиться от заблуждений, соблазнов, порой абсурдных целей и действий.

Тем не менее, высокий темп накопления знаний, и прорывы в мир неизвестных явлений, убеждают нас в реальности наших ожиданий, что наше миропонимание и самопознание могут достичь таких пределов, которые позволяют нам жить и действовать преимущественно на основании истины. Это будет одна из предпосылок становления и доминирования «хорошего человека», без которого невозможно по-настоящему цивилизованное и гуманизированное общество.

Вопреки мнениям некоторых ученых, несмотря на объективные закономерности общественного развития, основное содержание жизни общества, процессы протекающие в ней, их направления во многом определяются ролью самих людей 48. И. Кант отмечал, что род человеческий сам должен быть, и может быть творцом своей судьбы 49. «… прогресс зависит от нас, от наших усилий, от ясности наших целей и решительности выбора целей» 50.
[182]

Необходимо в полной мере осознать и иметь в виду значение конструктирующей, созидательно-креативной способности человека, проявляющейся, наряду со сферой техники, технологии, искусства, литературы и т. д. и в социальном проектировании, выработке социальных идей, проектов, теорий, их реализации общими силами целенаправленно и сознательно.

«Мы считаем, — пишут П. Бергер и Г. Лукман, — что «социальные знания имеют дело с анализом социального конструирования реальности» 51. Особые заслуги в конструирующей (созидательно-изобретательной) деятельности имеет творческая элита — великие ученые, изобретатели, представители литературы, искусства и т. д., генерирующие революционные идеи, создающие новые теории, делающие прорывы в науке, технике и в других областях интеллектуальной деятельности человека. Именно данный ими огромный толчек к прогрессу во всех областях жизни, определяет главным образом в конечном счете, при соединении с энергией всей массы людей уровень цивилизации и гуманизации 52.

Исходя из изложенного, жизнь общества предстает перед нами в определенном смысле симбиозом объективных закономерностей и реализацией стремлений, замыслов, знаний, творческих исканий, качеств общественного субъекта.

В наше время как объективными процессами, так и субъективным фактором создаются предпосылки для кардинальных качественных изменений в экономике, ровно как и общественной жизни в целом. Новый век должен стать периодом формирования совершенной экономики, соответствующей новой гуманизированной цивилизации. Будущее не сможет мириться со столь явными неисчисляемыми пороками действительности, антигуманными явлениями в экономике и во всей жизни. Только гуманизация экономики и всей общественной жизни, спасет экономику и человечество от маразма.

В научно-техническом, образовательном и политическом прогрессе таятся основные предпосылки создания цивилизованной и гуманизи- [183] рованной экономики и жизни общества 53. Основную и надежную гарантию движения к человечной экономике можно найти в интеллектуальном и нравственном потенциале человека, содержащем огромный клад социальной энергии, и остающимся пока еще неосвоенной «целиной».

В грядущей гуманизации экономики исходное место, можно сказать, занимает интеллектуальный, духовный и на этой основе технологический и организационный прогресс, крутое повышение производительной силы труда, новая зеленая революция и другие радикальные изменения в производственной сфере 54. В них кроются резервы резкого повышения обеспечения людей необходимыми благами при разумном регулировании численности населения мира и отдельных стран. Можно предпологать, что радикальные перемены в структуре общественного производства, деятельности людей и ее продукции, особенно рост удельного веса продуктов интеллектуальной работы, «услуг, наряду с развитием орудий труда и технологий с учетом требований легкости и содержательности труда, неминуемо приведут к превращению труда в привлекательное занятие. Это составит важную часть гуманизации экономики в грядущем веке.

Гуманизация экономики и всей жизни, будет происходить и (возможно, главным образом) на основе совершенствования отношений между людьми, в частности социально-экономических. Коренные изменения в этой сфере вполне реальны, о чем свидетельствует исторический опыт, происходящие уже в прошлом изменения в этих отношениях, являющиеся шагами вперед на пути гуманизации. Особенно это касается снижения в наше время агрессивности в межчеловеческих отношениях, углубления толерантности, внутренней потребности людей в чистых и теплых отношениях, филантропических акциях 55, несмотря на то, что все еще имеется много тревожных антигуманных фактов. Темпы движения в сторону облагораживания человеческих отношений могут и ускорять- [184] ся в связи с интенсификацией положительных изменений в жизни общества — роста образовательно-культурного, материального уровня и т. д. Человек подвержен изменениям свойств, ориентации, особенно в позитивную сторону, исходной базой для которых служат природные свойства человека 56.

Происходящие в современных условях процессы и накапливающиеся изменения в производстве, самих продуктах деятельности человека, с одной стороны, и интеллектуально-культурном уровне человека — с другой, не могут сосуществовать с теми отношениями между людьми, в т. ч. социально-экономическими, которые складывались веками, особенно с сильно коммерциализованными, под воздействием корыстных, алчных, экономических интересов и необузданного рыночного механизма регулирования жизненных процессов. Они во многом препятствовали гуманизации экономических отношений (происходящие гуманистические тенденции в экономике были обусловлены главным образом внешними факторами — природой человека, народными традициями, жизненной мудростью, прогрессом науки, культуры, литературы и т. д.). Созревают предпосылки резкого изменения социально-экономических отношений, перехода их к более гуманным, содержательным, привлекательным, достойным человеку формам.

В этой связи прежде всего коснемся изменений трудовых отношений. Центральное место в этом процессе принадлежит переходу преимущественно к горизонтальным отношениям, вместо вертикальных, что означает замену наемного труда (продажи труда) в равной мере выгодным сотрудничеством (продажей и приобретением продукта труда). Так будет исключен диктат над трудом в процессе производства, т. е. ограничение свободы трудящихся. Это будет результатом приобретения преимущественной роли в организации производства трудом, капитал подчинится труду, вместо прежнего состояния: подчинение труда капиталу. Спрос на труд будет преимущественным, по сравнению со спросом на средства производства (капитал).

Такое положение подкрепляется новыми технологическими процессами, развитием технических систем, миниатюризацией в области производства и услуг, новыми формами общественного производства [185] и труда, расширением самозанятости населения, малого и среднего бизнеса 57.

Имеются две тенденции в самозанятости — расширение числа самозанятых и увеличение наемных работников, в частности в развивающихся странах в связи с ускорением экономического роста, и сокращения — в развитых странах. Последняя тенденция имеет большую перспективу 58. Широко распространяются коллективные производства работников на основе выкупа частных предприятий 59.

Кардинальные изменения происходящие в отношениях собственности на средства производства, представляют собой одно из главных условий объективации (повышение справедливости и нравственности) социально-экономических отношений, преодоления антигуманных явлений в экономике.

«Сотворенные» историей основные формы собственности — частная и общественная, в различных вариантах развивались и во многом определяли важнейшие процессы в жизни общества. Сама жизнь выявила серьезные изъяны обоих форм. Мнение об идеальности той или иной формы можно отнести к мифологии. Тоталитарное господство одной из них связано с существованием несправедливости, прежде всего в области распределения благ, а также ограничения прав и свобод человека.

Господство частной собственности привело к накоплению на одной стороне огромного богатства, на другой же — абсолютной или относительной нищеты, что никак нельзя замалчивать. Общество фактически расколото. Богатство господствует над всеми, ограничены демократия, свобода, они отчасти формальны.

Тоталитарная общественная (государственная) собственность приводит к безраздельному властвованию политики над людьми, нарушениям прав человека в области распределения благ, реализации своих замыслов и т.д.
[186]

Жизнь сама находит выход из ситуации — развитие собственности происходит в направлении синтеза позитивных качеств той и другой формы собственности. Постепенно формируется совершенно новая форма собственности, свободная от «грехов» исторических форм. Это долевая, персонифицированная собственность. Основы ее закладываются в групповых (акционерных и др.) формах, которые по логике развития должны прийти к объективированной (справедливой и нравственной) форме.Она должна стать основанием новой, цивилизованной, равновыгодной формы сотрудничества людей в экономике.

Углубление объективации (справедливости, нравственности) отношений распределения может произойти на основе изменения механизма распределительных отношений, вытекающих из новой роли труда (трудящихся) в производстве благ и формирования экономических отношений, когда роль капитала отодвигается на задний план, а также из вышеуказанных изменений форм собственности. Именно эти новые факторы будут определять порядок распределения благ, а не капитал, как это было раньше. Тем же самым должно быть устранено несправедливое распределение, существующее в условиях рыночных. В таких условиях происходит срастание (объединение) собственника и труженика (капитала и труда) в одном субъекте. Так возникнут новые экономические отношения.

Другое, фундаментальное условие объективации (справедливости, нравственности) распределения благ заключется в следующем.

Исключительное значение с точки зрения справедливости и нравственности распределительных отношений имеет соответствие их принципам: во-первых, получения каждым фактором (экономическим субъектом) доходов в соответствии с их вкладом в создание благ; во-вторых, распределения благ по соображениям целесообразности и альтруизма 60.

В совершенствовании распределительных отношений особым моментом должен стать новый порядок распределения и присвоения той части благ (доходов), которые представляют собой превышение доходов над затратами (по нашей концепции результатом действия даровых источников социальной энергии). Эти доходы согласно принципу спра- [187] ведливости и нравственности, не могут присваиваться отдельными индивидами. Они не являются в целом результатом предпринимательского труда. Вообще никакой один фактор не создает блага (доходы). Предпринимательский труд так же не может быть создателем прибыли. Прибыль образуется из приростного продукта, превышения результатов над затратами, вследствие способности всех факторов совместным действием создавать больше, чем затрачено на них средств, благодаря даровым источникам социальной энергии (о которых речь шла в предыдущих частях этой работы), таких как: 1) природные ресурсы; 2) «работа истории» — накопленые знания, опыт, основной капитал (часть из этих ресурсов окуплены ранее полученными доходами и участвуют они в производственном процессе как даровая сила). Многие из этих ресурсов не снашиваются, не расходуются, при многократном использовании дают на много раз больший результат, чем затраты на их создание); 3) особые свойства социальной энергии — возрастать, концентрироваться; 4) действие безресурсных факторов как бы невидимых сил — законов природы и общества, спонтанных процессов, общественных отношений, внутреннего механизма регулирования экономики и т.д.

Предпринимательская способность выполняет функцию использования первичных источников валового дохода и прибыли, организатора работы. Она выступает вторичным, производным фактором прибыли.

Согласно принципам распределения благ (доходов) в соответствии с вкладом в их создание, предпринимательский труд вправе получать только часть прибыли. Остальная же ее часть принадлежит всему обществу, как созданная всеобщими даровыми факторами и должна распределяться обществом для общих нужд и предоставления членам общества определенной доли на основе принципа целесообразности и альтруизма по разработанным обществом правилам (в виде конкретных трансфертов и оказывая бесплатные услуги).

В определенных формах и в какой-то мере в настоящее время это происходит с помощью фискальной (налоговой и бюджетной), а также социальной политики. Однако существующий механизм распределения благ в условиях рыночных отношений не может обеспечить его необходимую справедливость и нравственность. Проблемой в области совершенствования распределения благ — одним из основных условий гуманизации экономики — является достижение максимально возможной справедливости, снятие большого дискомфорта современного общества — источника острых противоречий и многих бед. В этом деле важ- [188] нейшим направлением должно быть возрастание роли и места труда (человеческого фактора) 61.

Следует еще отметить одно из условий повышения справедливости распределения благ в будущем. Это изменения в структуре создаваемых благ в направлении увеличения доли тех видов, которые присваиваются непосредственно при их создании или безраздельно членами общества, не могут по своему характеру передаваться от одних к другим лицам, получены теми, кому они не должны принадлежать, а также присваиваться без соответствующего труда, и больше результатов собственных трудозатрат. Такими можно считать, например, знания, культурные ценности, здоровье, эстетическое удовлетворение, ряд общественных благ — безопасность, общественный порядок, фундаментальные научные достижения и т. д. Э. Тоффлер отмечает, что в постиндустриальном обществе создаются условия, когда деятельность человека по производству и его деятельность по потреблению не могут быть разделены 62.

Описанные выше процессы в экономике и в сфере социальных отношений, как нам представляется, будут происходить вместе с совершенствованием механизма регулирования экономики в целом. Будут уходить с арены восхваленная идеологами рынка конкуренция и печально известная с древних времен (вспомним мнение Аристотеля о ней) монополистическая власть. Оба эти компонента рыночных отношений порождены логикой и реалиями рыночного хозяйства на определенном этапе его развития. Они явно выражают коренные противоречия рыночной системы, агрессивное противоборство, непримиримость интересов экономических субъектов, приводят общество к колоссальным потерям, социальным бедам, и в конечном счете носят антигуманный характер. Они поэтому могут существовать лишь в определенных исторических условиях и рамках, а не вечно.

Только переход к гуманному равновыгодному сотрудничеству экономических партнеров на основе взаимной согласованности интересов, к демократическому (некомандному) планированию, соревнованию в созидательном процессе, объединяя силы для решения экономических [189] общих и частных задач в условиях взаимопомощи и добрых отношений соответствует новому уровню цивилизации (сами реальности отбросят царствующую ныне апологию рыночных отношений и докажут их архаичность в условиях новой эпохи). Тогда будут устранены всякие формы антагонистической борьбы внутри классов, в первую очередь между предпренимателями (ужасно острая и не менее, чем другие, формы борьбы), а также между классами (детально описанная Марксом и др. авторами), так как объективная почва для этого исчезнет.

Можно утверждать, что в следствие происходящих в экономике и за ее пределами (науке, образовании, культурной жизни, политике) процессов достижима гуманизация рынка соединением рыночных (экономических) отношений с общечеловеческими ценностями. Это будет означать, что доминирование рыночных отношений уступит место целенаправленной, сознательной, планомеренной, научно обоснованной деятельности по регулированию экономики при строгом учете экономических законов и интересов общества, отдельных субъектов. Тогда экономические вообще и рыночные в частности отношения будут носить справедливый, ненасильственный, нравственный, следовательно, гуманный характер. Тенденции такого состояния зарождаются в настоящее время, что отразилось в разработке концепции пострыночных отношений 63. Так будет подготовлена почва для высокого уровня гуманизации экономики. Иначе это означает переход к функционированию экономики преимущественно по человеческим законам, правилам, когда рыночные законы будут иметь подчиненный характер. Тем самым первичные, исходные, непосредственные межчеловеческие отношения займут в жизни людей свое доминирующее место, от которого за длительный период истории они были отодвинуты на задний план экономическими (рыночными) отношениями.

Тенденциям пострыночных отношений свойственны мобилизация деятельности общества, необходимость взаимного согласия и взаимной [190] помощи, взаимного уважения между экономическими субъектами, экономика будет освобождена от стихийных, хаотичных процессов, особенно в сфере распределения благ.

Устранение господства опосредованных вещами отношений между людьми спасет людей от страшного порока разрушающего личность — раздвоения мышления и поведения по двойному стандарту, безликости 64, когда люди действуют и мыслят исходя из корыстных интересов порой, вопреки своей воле, по-другому, чем они действовали и мыслили бы без этих интересов.

В новых условиях событием огромной важности будет изменение отношения людей к вещевым богатствам, отказ от чрезмерного преклонения перед материальными ценностями (деньгами), свойственного им за всю пройденную историю. Этому будет благоприятствовать: во-первых, преимущества духовных и социальных ценностей перед материальными по истинным критериям; во-вторых, осознание несправедливости, с которой связано накопление большого богатства 65; в-третьих, если верить маржиналистской концепции, обесценивание материальных благ в виду их изобилия 66.

Выдвижение на передний план духовного богатства и социальных ценностей, изменение отношения людей к материальному богатству 67, осознание роли экономических благ как средств жизни и благополучия (а не как самоцели) является важным показателем и фактором гуманизации жизни и самой экономики, высокой цивилизации. Характерной для этой цивилизации будет преимущественная ориентация на духовные и социальные ценности, вместо материальных, что наблюдается во всей истории и в наше время. Получив господствующее место в экономике «человеческий капитал» будет возрастать (накапливаться) быстрее вещественного капитала, ибо его живая форма постоянно [191] наполняется неснашиваемыми, не расходуемыми в процессе применения (знания, теории, идеи, проекты и т.д.), в отличии от лишенных таких качеств физического капитала. Следовательно, определяющим весь экономический процесс и порядок, будет человеческий капитал (трудящийся человек) 68.

В этих условиях изменяется и мотивация жизненных целей, поведения, склонностей, источники удовлетворения. Главное удовлетворение люди будут получать не от присвоения (потребления и накопления) вещественных благ, а от духовных, социальных ценностей, творческой, созидательной, филантропической деятельности, которые превосходят материальные блага по значению для счастья людей (ощущение более высокой удовлетворенности от материальных благ существует в условиях низкого и недостаточного интеллектуально-культурного и экономического развития общества, от того, что еще глубоко не осознанно значение духовных и социальных ценностей при дефицитности этих ценностей). Важно и то, что в отличие от материальных ценностей, при росте изобилия духовные и социальные блага не обесцениваются.

От многих бед, противоречий и проблем спасет человечество внедрение в жизнь древнего принципа умеренности, восхваленного многими мыслителями, народной мудростью, одобренного здравым смыслом. В ныне складывающихся условиях бешеного стремления к накоплению богатства и безмерному потреблению он станет одним из гарантов выживания человечества, ибо one nimium noct — все излишнее наносит вред. Человечество будет избавлено от тяжелейшего социального недуга современного человека — постоянного перенапряжения.

На основе описанных выше кардинальных изменений в экономической и социальной жизни общества, сбалансирования материальных, духовных и социальных ценностей при конституирующей роли последних, будут преодолены исторические асимметричности в человеческих отношениях, они будут гармонизированы. При глубоком осмыслении сути дела окажется, что нет никаких фатальных причин для антагонизма между людьми в обществе. Люди могут жить в согласии и условиях взаимной любви в обществе, как и живут в семьях, вполне [192] осознав свои истинные интересы, необходимость и выгодность взаимного уважения, полезность отказаться от достижения своих целей за счет других, усвоения того, что истинное счастье может быть построено лишь на справедливости и нравственности (иначе всякое ощущение счастья иллюзорно).

Общечеловеческие интересы явно будут выражать свои преимущества перед индивидуальными, что давно было известно 69, но было вычеркнуто из сознания людей рыночными отношениями и индивидуализмом. Согласованные действия, взаимосвязь и взаимозависимость, объединение усилий обусловят преимущественную эффективность деятельности в условиях сбалансированности (гармонизации) общих и индивидуальных интересов.

Вследствии глубоких перемен в реальной жизни произойдет крупный «переворот» в сознании людей, что будет заключаться в отказе от рыночного, ограниченного, одностороннего мышления 70 и переходе к холистическому мышлению, к философскому видению экономики, ее перспектив. Это позволит точно знать место и назначение экономики в общественной жизни, что «Экономическая деятельность не обладает той степенью детерминирования, которую приписал ей Маркс» 71 (западные экономисты приписывают ей еще большую роль).

Преувеличение роли экономики не спосбоствует ее гуманизации.

То, что предвидется конец экономической эпохи и начало новой постэкономической — это ничуть не плохо, не дискредитирует роль экономики в жизни общества, а только явится лишь подтвержеднием ее гуманизации.

Endnotes
  • [1] В статье использованы отдельные положения монографии автора «Метаэкономика — философия экономики», Тб., 1995 (на грузинском языке), которые получили в ней дальнейшее углубление.
  • [2] Естъ основание считать резонным мнение некоторых авторов, что отдельные теории экономической науки в какой-то степени можно отнести к мифологии. Трудно разобраться, действительно какая из существующих теорий верна и какая ложна.
  • [3] На необходимость учитывать эти ресурсы указывается в работах Н. и Е. Рерих.
  • [4] Речь идет о философском осмыслении экономических явлений Ксенофонтом, Платоном, Аристотелем, Ф. Аквинским и т. д., традиции которые были продолжены А. Смитом, К. Марксом, С. Булгаковым, Н. Бердяевым, А. Маршалом, Дж. Кейнсом и др.
  • [5] Имеются в виду работы Дж. Гелбрейта, Ростоу, Э. Фромма, Арона Д. Белла, Э. Тоффлера, а также авторов издания «Экономическая наука на пороге XXI века» и журн. «Философия хозяйства» и т. д.
  • [6] Г. Гурджнев писал, что он ставит перед собой задачу «… разрушить у людей все, что в их ложных представлениях кажется существующим в действительности … вынести без жалости весь хлам, который накопился в человеческом мышлении». Г. Гурджнев, «Беседа Вельзевула со своим внуком». Перевод с англ., М., 1999. С. 970. Не претендуя взяться за такую громадную задачу, нам хотелось бы заметить здесь, что необходимость вынести немалого «хлама» из экономического сознания, действительно существует.
  • [7] А. Смит напоминал людям, что «Природа никогда не побуждает нас к самоуничтожению». А. Смит, «Теория нравственных чувств». Перевод с англ., М., 1997. С. 278.
  • [8] Содержание категории «социальная энергия» подробно раскрыто в нашей монографии «Метаэкономика — философия экономики» и используется для обоснования первичных источников экономичесокого прогресса, новой концепции прибыли, распределительных отношений, взаимосвязи экономического и социального прогресса и т. д.
  • [9] П. Т. Шарден. Феномен человека. Перевод с фр. М., 1987. С. 184.
  • [10] Абсурдным надо считать не жизнь, а рассуждение, например Хайдегера, о ничтожности жизни. Вряд ли можно согласиться с А. Камю в том, что «В философии существует лищь одна по-настоящему важная проблема — это проблема суицида, стоит ли жить или вовсе не стоит». / А. Камю. Миф о Сизифе. Бунтующий человек. Перевод с фр. М., 1998, с. 15-16. Совершенно очевидно, что такой вопрос не возникает у абсолютного большинства нормальных людей.
  • [11] Именно этот аспект отражается в отрицательных мнениях о богатстве многих мыслителей разных времен, а также высказываниях, содержащихся в религиозных книгах. К примеру, встречаются такие высказывания: «Человеку, обреченному богатством, трудно взойти по крутой тропе, ведущей к блаженству» (Ислам); «Жизнь человека не состоит из умножения его богатства» (Христианство); «Снедаемый жаждой богатства глупец — худший себе враг» (Буддизм) и т. д. Эти мысли взяты из «Доклада ООН о развитии человека за 1998 г.». С. 40.
  • [12] Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991. С. 27.
  • [13] Там же. С. 27.
  • [14] Д. Мейерс. Социальная психология. Перевод с англ. М., 1997. С. 486.
  • [15] Там же. С. 485.
  • [16] Ф. Бэкон. Новая Атлантида. Опыты. Перевод с англ. М., 1954. С. 119.
  • [17] Н. Бердяев писал: «Существование зла величайшая тайна мировой жизни, величайшее затруднение для официальной теологической доктрины и монистической философии». Н. Бердяев. О назначении человека. М., 1993. С. 299. Противоречие по этому вопросу у многих авторов как Гобс, Мандевиль, Смит, Руссо и др., а также у современников.
  • [18] Малую надежду относительно возможностей человека высказал Э. Фромм: «Человек подчинен не только внешнему миру, но и общественные и политические обстоятельства, которые люди создали, подичиняют его себе. Отчужденный человек, который становится рабом вещей и обстоятельств, беспомощным придатком в мире, котором он сам есть ничто, как застывшее (опредмеченное) выражение его собственных сил» Э. Фромм. Душа человека. Перевод с англ. М., 1991, с. 399. Крупные достижения человека в различных направлениях совершенствования жизни и собственных свойств, не позволяют разделять столь мрачный скепсис.
  • [19] Аристотель. Политика, соч. Т. 4., М., 1984. С. 380.
  • [20] По докладу ООН о развитии человека за 1998 г. С. 144.
  • [21] А. Смит. Теория нравственных чувств. Перевод с англ. М., 1997. С. 101.
  • [22] Теоретик справедливости Дж. Ролз рассматривает справедливость как честность, см. его книгу: «Теория справедливости», перевод с англ. Новосибирск, 1995. С. 103 и др.
  • [23] «Человек индустриального общества не свободен, — писал А. Швейцер. — Он находится под угрозой того, чтобы стать бесчеловечным. Беспомощность современного человека перед обществом принимает такой характер, что он отказывается жить духовной жизнью. Явно вступаем в новое средневековье. По воле всеобщего акта свобода изъята из употребления. Миллионы индивидов отказываются от права мыслить и во всем руководствуются принадлежностью корпорации. Наша духовная жизнь соединяется с организацией бессмысленности». Цитата взята из книги Э. Фромма «Иметь или быть». С. 167.
  • [24] «Труд есть первоначальный источник всякой собственности» — пишет А. Смит и это совершенно неоспоримо. См. его «Исследование о причинах и природе богатства народов». Перевод с англ. М., 1935. Т. 1. С. 110.
  • [25] Доклад ООН о развитии человека за 1998 г. C. 30.
  • [26] Э. Гидденс. Социология. Перевод с англ. М., 1999. C. 207.
  • [27] Доклад ООН о развитии человека за 1998 г. С. 2.
  • [28] Если соглашаться с мнением видного теоретика справедливости Дж. Ролза, доход, свобода, независимость, чувство собственного достоинства взаимно связаны. См. «Современная экономическая мысль». Перевод с англ. М., 1981. С. 569.
  • [29] Вышеупомянутый доклад ООН. С. 2.
  • [30] Там же. С. 1.
  • [31] OECO Economic OUTloor. Dezember, 1993. Р. 33.
  • [32] Economic OUTloor, 1998, Yum. Р. 31.
  • [33] Например, такое утверждение содержится в концепции «дырявого ведра» А. 0куна, в которой перераспределение доходов сравнивается с переносом воды дырявым ведром. В этой концепции игнорируется объективная основа, необходимость и социальный эффект перераспределения доходов, ввиду чего оно становится справедливым и оправданным.
  • [34] «Аргументы и факты», № 22, 1991. С. 1.
  • [35] Конечно, речь не идет о равенстве всех индивидов по распределенным (полученным) доходам, как считает правильным Хэл Вариян (США), по мнению которого всякий индивид вправе получить за каждый период времени равную часть всех произведенных обществом благ и услуг. См. «Современ. эконом. мысль», перевод с англ. М., 1981, C. 571.
  • [36] Таблица составлена по данным «Доклада ООН о развитии человека за 1998 г.». C. 130, 132, 133, 142.
  • [37] Упомянутый доклад. С. 49.
  • [38] Доклад ООН о развитии человека за 1998 г. С. 197.
  • [39] Журн. «Forvart», № 10, 1998.
  • [40] Можно назвать работы древних мыслителей, книги современных авторов Э. Фромма, А. Швейцера, представителей Римского клуба, произведения Э. Золя, О. Бальзака и др., народные сказания, изречения.
  • [41] Должны быть отброшены такие мнения, как «Экономика… как и политика обладает лишь нравами, но не имеет никакой морали» (О. Шпеплер, Закат Европы, перевод с нем. Т. 2, М., 1998. С. 500). Или же воззрение Ф. Хайека, что от экономики нельзя требовать справедливости как от солнца (См. журн. «МЭМО», №12, 1990. С. 20). Эти авторы упускают из внимания, что экономика создание человека и ее свойства определяются в значительной мере качествами человека.
  • [42] К. Манхейм. Диагноз нашего времени. Перевод с нем. М., 1994, С. 414.
  • [43] П. Т. Шарден. Феномен человека. Перевод с фр. М., 1984. С. 84.
  • [44] А. Маслоу. Дальние пределы человеческой психики, перевод с англ. СПб., 1997. С. 32.
  • [45] См. А. Швейцер. Культура и этика. Перевод с нем. М., 1993. Э. Фромм. Иметь или быть? Перевод с англ. М., 1990. Формирование нового человека ставилось задачей коммунистической идеологии, она носила пропагандистский характер. Строго подходя к этому вопросу, речь может идти не о новом человеке (какого не может быть), а об освобождении человека от пороков, искажений его свойст, в основном приобретенных, ввиду жизненных трудностей и противоречий, отчуждения от своей коренной сущности.
  • [46] Эти свойства, осужденные еще Аристотелем, некоторым нашим современникам кажутся полезными и лучшими, не вникнув в то, что они сформированы определенным этапом исторического развития человека и отдаляя его от общечеловеческих интересов, сущностных человеческих качеств и отношений между людьми, таят в тенденции опасности разжигания противоборства между людьми до угрожающих их существованию пределов, перерождения человека.
  • [47] А. Смит. Теория нравственных чувств. С. 17.
  • [48] Ф. Хайеком и другими роль человека, его интеллекта и деятельности в жизни общества принижаются. Ф. Хайек пишет: пагубной самонадеянностью следует считать то, что «… способности и навыки исходят преимущественно из разума…», «… плоды эволюции всегда могут быть усовершенствованны изобретательностью разума…», «… человечество может пересоздать мир по своему желанию». Ф. Хайех. Пагубная самонадеянность, перевод с англ. М., 1992. С. 298. Оторванность этих мнений от реальности очевидна.
  • [49] И. Кант, соч. Т. 6. С. 583.
  • [50] К. Поппер. Открытое общество и его враги. Перевод с англ. т. II, М., 1992. С. 322.
  • [51] П. Бергер, Т. Лукман. Социальное конструирование реальности. Перевод с М., 1995. С. 113.
  • [52] В экономической литературе особая роль отводится предпринимательской способности, вплоть до самого решающего фактора прогресса, принижается значение создателей научных теорий, образцов техники, произведений литературы и искусства, энергии всех трудящихся в создании материальных и духовных ценностей, в их росте, прогрессе экономики и всей жизни, что нельзя не считать большим упущением и заблуждением, наносящим вред познанию и практике.
  • [53] Т. Парсонс указывал, что современные процессы в жизни человечества основываются на достижениях трех революций — промышленной, образовательной и политической, изменяющих и социальный мир. (Т. Парсонс. Система современных обществ. Перевод с англ. М., 1998. С. 241) Об этом процессе интересные материалы и мысли содержатся в книгах Д. Белл «Грядущее постиндустриальное общество», Э. Тоффлера «Третья волна» и др.
  • [54] Можно было бы привести много фактов подтверждающих этот процесс. Скажем как: расширение демократии, прав и свобод граждан, ограничение диктатуры и деспотических властей, гуманитарная помощь бедным народам со стороны богатых, социальная защита населения и т. д.
  • [55] Об этом А. Маслоу указывал: «Не пора ли нам, ученым, действительно посмотреть на человека, как на существо, обладающее «врожденной мудростью» См. вышеупомянутую книгу, С. 28. И еще: «надо напомнить человеку о нем самом». (К. Ясперс. Смысл и назначение истории. Перевод с нем. М., 1994. С. 418).
  • [56] Многие факты из этих сфер описаны в книге социологов, экономистов и философов. Например, в вышеупомянутой книге Э. Тоффлера.
  • [57] Самозанятое население составляет в рабочей силе в Европе 15 %, Латинской Америке — 36 %, Азии — 36 %. The Proma: on self Enployment Layout conference, 77 section Report VI JLO Genewa, 1990. Р. 8.
  • [58] В США, например, на предприятиях, выкупленных работниками еще в 80-х годах насчитывалось 12 млн чел., 1/6 часть рабочей силы страны. Им принадлежало почти 20 % капитала (Журн. «США: экономика, политика, идеология», № 5, 1991. С. 79.
  • [59] Отдельные теории распределения благ, между экономическими субъектами (Дж. Ролза, А. Варяни и др.), правда, содержат прогрессивные идеи, но не указывают на объективные основы распределительных отношений.
  • [60] Это и в жизни происходит, так в США доля зарплаты в распределении дохода составила в 1929 г. 60,3 %, в 1950 г — 65,2 %, в 1960 г. — 70,4 %, а в 1985 г. — 74,0 %. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. Экономика. Перевод с англ. М., 1993. С. 362.
  • [61] Toffler A. The Third Wave. Р. 265-288.
  • [62] По мнению, например, Э. Тоффлера, в условиях постиндустриального общества функции, роль и власть рынка оказываются поставлены под вопрос. Toffler A. The Third Wave. P. 276. Некоторые аспекты пострыночных отношений подняты также в книге В. Иноземцева. За десять лет. М., 1998, в сборнике трудов «Экономическая наука на пороге XXI века», т. 2., М., 1998 и др. изданиях.
  • [63] Процесс отступления рыночных отношений назад не проходит, конечно, гладко, так как он затрагивает интересы многих индивидов, особенно владельцев экономической власти, а также традиции народов, взгляды, ценностную ориентацию людей, общественно-экономическое устройство в целом.
  • [64] Э. Фромм лаконочно выразил одной фразой безликость индивида в условиях рыночного общества: «Я такой, какой я вам нужен». См. его «Иметь или быть». Перевод с англ. М., 1990. С. 154.
  • [65] Из истории известны отдельные факты отказа некоторых людей от своего богатства по соображению восстановления справедливости.
  • [66] Существует менение, что возможна «девальвация предметов потребления в сознании субьекта, ибо потребление как самоцель обесценивает свой продукт». В. Боржик. «Марксистская теория оценки». М., 1982. С. 210.
  • [67] Платон заметил метко: «Бедность заключается не в меньшем имуществе, а в большей алчности» (Цит. кн.: Д. Майерс. Социальная психология. Пер. с англ., М., 1997. С. 498.
  • [68] По данным Всемирного банка, доля человеческого капитала в богатстве всего мира в настоящее время составляет 64 %, природного богатства 20 % и физического капитала 16 %. «Доклад ООН о развитии человека за 1996 г.». С. 64.
  • [69] Еще в средних веках гильдии руководствовались принципом: «Один за всех, все — за одного».
  • [70] Определенные симптомы осознания угрозы для человечества, исходящей от рыночных отношений явно наблюдаются у отдельных представителей деловых кругов Запада, примером которого служит статья известного финансиста и ученого Дж. Сороса «Опасность капитализма», опубликованного в журн. «Athlantic Monthley», 25/V-2/VI, 1996, а также его книга «Кризис мирового капитализма» М., 1999.
  • [71] Э. Гидденс. Социология. Перевод с англ. М., 1999. С. 597.
    Более резко по этому поводу выступает Э. Шухгальтер, который пишет, что: экономика не может быть сущностью жизни. Экономика как сущность жизни смертельная болезнь потому, что ее рост не соответствует ограниченному миру. Все великие учителя объясняли нам, что экономика не может быть сущностью жизни и сегодня ясно, что она не может быть такой (Цитата взята из кн. Э. Фромма «Иметь или быть», М., 1990. С. 170.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий