Георгий Владимирович Вернадский (1887-1973), историк русского зарубежья, сын В.И. Вернадского, является одним из родоначальников евразийства — геополитической доктрины, возникшей в 20-е г. в русской эмиграции. Г.В. Вернадскому (наряду с географом и историком П.Н. Савицким) принадлежит заслуга в обосновании собственно исторической концепции евразийства. Свои идеи он изложил в работах «Начертание русской истории» (1927), «Опыт истории Евразии с VI в. до настоящего времени» (1934), «Звенья русской культуры» (1938), вышедших на русском языке, а также в целом ряде исследований, опубликованных на английском языке в США. Исповедуемая им концепция легла в основу и самого масштабного труда Г.В. Вернадского — пятитомной «Истории России».
В основу своей концепции Вернадский положил взаимодействие природных и социальных факторов в ходе русской истории. Своеобразие национального развития русского народа, по его мнению, обуславливалось двумя комплексами причин: внешним влиянием на общество природно-географических факторов и внутренним саморазвитием социального организма. Центральное место в концепции Вернадского занял тезис об определяющем влияния «месторазвития» на исторические особенности всех общественных институтов (под «месторазвитием» человеческих обществ он понимает «определенную географическую среду, которая налагает печать своих особенностей на человеческие общежития, развивающиеся в этой среде» 1).
Под названием Евразии следует понимать не совокупность Европы и Азии, но именно Срединный материк. Этот мир, в представлении Вернадского, должен быть отделяем как от Европы, так и от Азии. И история России, считает он, должна быть рассмотрена в свете истории Евразии, ибо только под этим углом зрения может быть должным образом понятно все своеобразие русского исторического процесса.
Прошлое России-Евразии Г.В. Вернадский интерпретирует как историю борьбы между лесом (оседлыми славянами лесной зоны) и «степью» (урало-алтайскими степными кочевниками). В монгольский период евразийско-русской истории «степь» победила «лес». В середине XV в. «лес» в лице Московии взял реванш. Наука русской истории, по мнению Вернадского, слишком увлеклась изучением роли православия и византийского наследства и прошла мимо очевидного факта «обрусения и оправославления татарщины». Она не обнаружила «татарский источник русской государственности». Московское государство, считает он, образовалось на развалинах Золотой Орды и является наследником не Киевской Руси, но империи Чингисхана. При этом Вернадский не умаляет значения и византийского наследства, поясняя, что под монгольским наследством следует понимать евразийское государство, а под византийским — православную государственность. Оба начала тесно и органично слились в историческом развитии русского народа. «Монгольское наследство облегчило русскому народу создание плоти евразийского государства, — пишет он. — Византийское наследство вооружило русский народ для создания мировой державы строем идей» 2.
Вся история Евразии есть последовательный ряд попыток создания единого всеевразийского государства, которые предпринимались с разных сторон — с востока и запада Евразии. Прослеживая эту историю с V в. до н.э. (Скифская держава) до 20-х годов XX в., Вернадский обнаруживает любопытную периодическую ритмичность государство-образующего процесса. На территории Евразии на протяжении веков единая государственность сменялась раздробленностью (системой государств), и наоборот. Предлагаемая им схема это наглядно иллюстрирует.
Схема периодической ритмичности государственно-образующего процесса 3.
- Единая государственность (Скифская держава)
- Система государств (Сарматы, Готы)
- Единая государственность (Скифская держава)
- Единая государственность (Гуннская империя)
- Система государств (Авары, Хазары, Камские булгары, Русь, Печенеги, Половцы)
- Единая государственность (Гуннская империя)
- Единая государственность (Монгольская империя)
- Система государств — первая ступень распадения Монгольской державы (Золотая Орда, Джагатай, Персия, Китай)
- Система государств — вторая ступень распадения Монгольской державы (Литва, Русь, Казань, Крым, Киргизы, Узбеки, Ойраты-Монголы)
- Единая государственность (Монгольская империя)
- Единая государственность (Российская империя — Союз Советских Республик…?)
- Единая государственность (Российская империя — Союз Советских Республик…?)
Характеризуя внутренний строй евразийского государства, Г.В. Вернадский отмечает, что устойчивой формой государства и власти в условиях Евразии была форма военной империи. «Таковы были, — указывает он, — державы скифская, гуннская, монгольская, таково московское царство и всероссийская империя» 4.
Приведенная выше схема заканчивается вопросом, и она имеет, как уже сегодня становится очевидным, свое продолжение. Распад Советского Союза и сепаратистские тенденции в самой России — не свидетельствует ли это о том, что на территории Евразии единая государственность вновь уступила место системе государств? Если так, то следуя логике ритмичности государственно-образующего процесса, нельзя исключать возможность, что на территории Евразии в обозримом будущем вновь сформируется единая государственность.
Добавить комментарий