Учить творчеству

[83]

Известно, что совмещать деятельность ученого и педагога довольно сложно. В некотором смысле одно исключает другое. Как сказал бы Деррида, научную деятельность можно было бы назвать восполнением по отношению к живому человеческому общению. Книги нередко заменяют человеку друзей, но при этом чтение требует совсем иных способностей, нежели непосредственное человеческое общение, а тем более научная работа. Поэтому, как правило, хорошо удается либо одно, либо другое. Очень немногие могут эффективно совмещать эти занятия. Для этого нужно быть весьма энергичным человеком с широким спектром способностей. Подобное совмещение, безусловно, удается Борису Васильевичу, жизнь которого переполнена деятельностью совершенно разного рода. Каждое дело требует немалых затрат энергии: научные исследования, обязанности заведующего кафедрой, а также работа со студентами и аспирантами, не говоря и о личных, семейных делах, на которые тоже нужно время и силы. Будучи достаточно занятым человеком, Борис Васильевич находит время на общение с молодежью, и не только на работу над курсовыми и дипломами, но это человек, не равнодушный к личным проблемам и трудностям студента. Отзывчивость, искренняя заинтересованность, предложенная вовремя книга, неожиданно появившаяся из большой сумки со словами «это вам, вот возьмите, прочитайте» — все это называется одним словом, так часто звучащим из его уст (правда, в другом контексте) — забота. Только забота не о себе, а о других.

Когда работаешь с Борисом Васильевичем, чувствуется, что его интересует не формальный результат: в срок завершенная курсовая работа с четко заданными полями, [84] шрифтом и тому подобными деталями оформления, а поддержание живого интереса к научной работе. У него всегда есть желание идти на диалог, показать новые стороны темы, к которой утрачен интерес, или в некоторых случаях идти непосредственно от пожеланий студента. Мне кажется, что это редкое качество приносит несравненно лучший результат, чем формализм и слишком требовательная позиция преподавателя, бескомпромиссно определяющего направление исследования. Нет лучшего способа стимулировать творческий процесс, нежели умение заинтересовать, некоторая свобода и одобрение инициативы.

Я с благодарностью должна отметить, что Борис Васильевич никогда не ограничивал меня, не раз из его уст звучала фраза, что, мол, тебе предлагаешь одно, а у тебя там какие-то свои процессы идут. И он не мешал, не заставлял делать так, как считал нужным. Его стратегия — ненавязчиво направлять. Для студента, интересы которого еще не сформировались окончательно, определяющим является научный руководитель. Он может научить и заинтересовать, но результаты могут быть и совершенно другими. Ведь нередко учащийся утрачивает интерес к теме, а затем и к философским исследованиям в целом, во многом это зависит от того, как научный руководитель отнесется к его первым, пусть не вполне удачным шагам на научном поприще. Найти нужный подход к человеку — настоящее искусство. Трудно дать адекватную оценку работе, учитывая не только ее уровень, но и реальные возможности автора. Все знают, как важна форма, в которой высказывается критика. Она может воодушевить, а может отбить всякое желание работать. Здесь Борис Васильевич неподражаем, его слова, мимика, жесты сочетаются так, что эффект оказывается потрясающим — хочется работать дальше, хотя и понимаешь, что ты еще в самом начале большого и трудного пути.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий