Гостиная как способ формирования ценностных ориентаций и возможность для самоопределения ученика

Литературная гостиная — одна из форм нравственного воспитания, дающая возможность размышлять над теми вопросами, которые неоднократно решает в течение жизни каждый человек. Как не быть одиноким? В чем счастье человека? Что такое дружба и что такое любовь? В чем долг человека? Почему жизнь одного человека можно назвать богатой, а жизнь другого бедна, несмотря на внешнее благополучие? Какую личность можно назвать выдающейся? Как стать такой личностью? Не просто интересным собеседником, а тем, в чьем присутствии становится легче и теплее на душе.

Над этими и другими вопросами в нашей гостиной размышляют ребята 12-16 лет. Конечно, сказать удается далеко не все. Да и точных рецептов не выпишешь, ведь каждый строит свою жизнь по-своему. Но мы верим, что можем и должны помогать друг другу размышлять о жизни, делиться мыслями. Для этого и существует гостиная.

1-ая гостиная (участники — девятиклассники): «Прекрасен наш союз». Она посвящена дружбе, которая, пройдя через века, была и остается примером, эталоном человеческих отношений. Это дружба лицеистов 1-го выпуска Царскосельского Лицея. Ведь были они людьми необыкновенными, и дружба у них была особенная. Мальчики проучились в Лицее 6 лет, и потом помнили друг друга всю жизнь; пока билось сердце, они посвящали друг другу стихи, признавались в любви. Эта дружба и сегодня — пример для нас.

2-ая гостиная (участники — старшеклассники): «Любовь — огромная страна». Главная тема разговора — любовь. Что это такое? Любовь к маме, мужчине и женщине, природе, искусству, Родине. Да разве возможна жизнь без любви? Это символ существования человека на земле. Эпиграф нашей встречи — слова Ф.И. Тютчева, сказанные в противовес словам железного канцлера Бисмарка:

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью».
Но мы попробуем спаять его любовью,
А там увидим, что прочней.

И вслед за поэтом нашей гостиной мы доказываем, что без любви невозможно существование на земле, что любовь — объединяющее людей начало. А для этого полновесно в гостиной звучит Слово. Слово поэта, Слово художника, Слово музыканта. Мы лишь прикасаемся к таким шедеврам, как стихи Ахматовой, Северянина, Фета, Тютчева, картины Левитана, музыка Чайковского, Вэбера, романсы Булахова.

3-я гостиная: «Жизнь дана на добрые дела». Участники — ребята 7-8 классов. Как отличить добро и зло? Этот вопрос мы поставили перед тем, как стали готовить гостиную. На помощь пришли литературные герои, они ожили перед нами. Маленький принц, Лис и Розочка из сказки Экзюпери. Непослушный, капризный мальчик и любящие его без памяти родители из «Белого пуделя» Куприна. И, конечно, герои пушкинской сказки «О попе и работнике его Балде».

4-я гостиная — это размышления старшеклассников на пороге школы о смысле жизни. Мы задали ребятам вопрос: «А надо ли вообще задумываться о смысле жизни?» Ответ однозначен: «Надо, сомнений нет». Разговор на встрече идет о том, как выпускники планируют реализовать себя в будущем, чему отдадут предпочтение: образованию, семье, материальному благополучию? А как же без здоровья? И какое место надо отвести духовному началу? Гостиная предполагает свободный разговор.

5-я гостиная, «О доблестях, о подвигах, о славе», посвящена декабристам. Волконский, Трубецкой, Рылеев, Пестель, Бестужев — эти имена знает каждый, они были и остаются для нас героями. И мальчики — одиннадцатиклассники, сыгравшие их, не оставили никого равнодушными. А сколько прелести и очарования в образах М. Волконской, К. Трубецкой, А. Розен, П. Гебель, К. Ле Дантю. В гостиной ожили перед нами Александр II и Николай I.

Добавить комментарий