В современности есть три признака, имеющие более чем эмпирическое значение. Они свидетельствуют о произошедшем уже эпистемологическом сдвиге, связанном с искривлением субъективных горизонтов вплоть до растворения субъективности в социальности. Социальность как новое начало отношения к миру, как новая мировая конструкция свидетельствует о рождении новой матрицы, действующей пока только в пределах естественной установки. Вот три значения, которые несут с собой ниже перечисленные явления: изменение интенционального напряжения, изменение стратегий осуществления субъективности, изменение статуса индивидуальности.
«Закадычный труд». Явление связанное с интенциональным напряжением. Когда из области экономики труд перемещается в область желания, когда из средства достижения всевозможных благ превращается в средство само по себе, он открывает прямой горизонт забвения. Труд ещё не благо, поскольку требует постоянного напряжения, а это не увязывается с представлением о благе, но он приносит блаженное состояние хлопотливого покоя. Результат труда, шедевр, мог бы оказаться этим искомым благом, обеспечивая посредственность труда, но эта операция из современности ускользает. Труд может существовать и существует сам по себе, став, во-первых, желанным, а, во-вторых, освободившись от шедевра. Труд — бесконечное притязание, абсолютно не ориентированное эйдетически, ценное уже в силу своего внутреннего напряжения, то есть желанное. Он — совершенная симуляция человека. Вообще, возможность эмансипации, интенциональная дезориентированность — броские черты современности, возможно, не только в наш век.
«Голый бунт». Стратегии тела рассчитаны и давно вписаны в товарно-денежные и стратегически-жизненные отношения. Тело никогда не играло в нашей культуре самостоятельной роли, потому ничего удивительного нет и в его контекстуальном бунте. Тело бунтует в контексте современной культуры, вернее становится органом протеста. Дело в публичном обнажении: вызывающе полуодетая женщина, если тело — средство выражения, это исполнительница стратегического плана соблазнения, частным случаем которого [38] может быть область товарно-денежных отношений, где тело — товар. На улице, где каждая женщина от 13 до 50 не вполне одета речь может идти либо о кризисе перепроизводства, либо о революции в символизации. В любом случае, революция символическая, а бунт голый как раз потому, что тело не используется как средство, тело выходит из своего образа. Вернее, исчезает грань между телом и образом, грань риска, значит не будет провала, революция будет бескровной, голое тело никогда не будет болеть, но не будет и наслаждаться. На улице больше не существует женского тела, как возможно, при благоприятном течении этого бунта, из жизни исчезнут и товарно-денежные отношения.
«Гомосексуальный инсайт». Здесь ведущую роль играет уже мужское тело. Доля наслаждения, которую принято вслед за обычной признавать и за перверсивной сексуальностью, не имеет здесь никакого значения. Где основным является наслаждение, средство теряет смысл, но не в этом существо инсайта: освобождение от цели уже завоёвано трудом, а безобразные бунт — женщиной. Чтобы завершить герметически круг современности, мужчине осталось только обесценить избранность и низвести героизм. Гомосексуализм — больше не средство наслаждения меньшинства, а способ достижения избранности большинством, как бы незначительно в численном отношении оно не было. Не самый богатый даже, но самый испорченный вот, кто нынешний небожитель. В самом деле, что деньги? — всего лишь универсальный эквивалент предметного мира, да, тело можно превратить в товар, но на этом славный путь денег и завершается. Иное дело, если начать дальше — с тела — тогда и зайти можно будет дальше, если любовь не продаётся, то она завоёвывается, если не силой, то неожиданностью. Ведь в культуре нет средств блокировки гомосексуальных притязаний, кроме тех, что дают боевые искусства. Да они и не нужны, потому что в культуре нет и средств оценки успешности подобных, эмансипированных от телесного удовольствия, притязания. Достаточно лишь помыслить себя гомосексуалистом, чтобы снискать избранность. Вот такой плод чистый мысли способно выносить каждое тело, в первую очередь мужское, ввиду вероятно, невозможности иного плода.
Добавить комментарий