Влияние различных типов мышления (мифологического, религиозного, научного) на педагогический и воспитательный процесс

[124]

Три типа мышления мифологическое, религиозное и научное присутствуют в процессе развития, как социальных сообществ, так и развития ребенка. При этом, когда говорится о преобладании того или [125]
иного типа мышления, подразумевается его преобладание над двумя другими в том или ином социальном сообществе или у конкретного человека в тот или иной возрастной период. Как отмечал еще знаменитый отечественный физиолог Павлов, различные участки коры головного мозга усиливают свою деятельность в разных возрастах.

Под мифологическим типом мышления мы понимаем преобладание мышления связанного с цельным космогоническим мировоззрением, оценкой ситуаций в целом и рассмотрение мироздания как некого целостного организма. При развитии данного типа мышления преобладает решение стратегических задач, а в образовании оно связано с развивающим обучением, которое и имеет максимальные успехи в младших классах, где данный тип мышления преобладает вплоть до возрастного кризиса, связанного с переходом к младшему подростковому возрасту. В данный период ребенок осваивает новый для себя тип социальных отношений и пространство человеческих знаний. В это время наиболее целесообразно, по нашему мнению, кроме развивающего обучения, прививать ребенку патриотизм и основные элементы, и принципы принятых в данном обществе социальных отношений и ожиданий. При этом не следует вдаваться в детализацию данных навыков, ребенком должно быть усвоено само пространство морали, этики, эстетики и их отличительных признаков. Так же, по нашему мнению, должны быть привиты навыки совместной творческой деятельности в коллективе сверстников и старших товарищей (не обязательно учителей). Такой тип мышления дает возможность привить ученику навыки в определенных предметах с максимальной усвояемостью. Под такими предметами мы в первую очередь понимаем начала точных и общественных наук. Гуманитарные и связанные с развитием эстетических и культурных навыков предметы, видимо должны в первую очередь «очерчиваться», но не детализироваться. Так, например, нет необходимости сколько-нибудь детально изучать историю, а по нашему мнению следует показать учащимся её базовые принципы и законы. Мифологический тип мышление назван нами мифологическим, поскольку преобладал в социальных сообществах до появления мировых религий и может быть с известным приближением соотнесен с историей Древнего мира.

Религиозный тип мышления мы связываем с появлением мировых религий и учений, имеющих фиксированного мифологического или исторического провозвестника (христианство — Иисус Христос, мусульманство — Магомет, зороастризм — Зороастр, конфуцианство — Конфу- [126]
ций, буддизм — Гаутама, иудаизм — Моисей и т.д.). Данный тип мышления сменяет мифологический и характеризуется развитием моральных и этических норм и социальных связей. Он непосредственно связан с процессом воспитания и культурно-эстетического обучения. По нашему мнению такой тип мышления преобладает в подростковом возрасте и именно в этом возрасте, по нашему мнению, следует уделять особое внимание культурно-эстетическому, нравственному, художественному, литературному развитию обучаемых, а так же их воспитанию. В данный возрастной период формируется основа морально-этической составляющей личности человека, поэтому мы полагаем, что всевозможные примеры из истории и литературы, а так же совместная деятельность учащихся, направленная на решение творческих и социально значимых задач может стать основой воспитательного процесса в данном возрасте. По нашему мнению, основной задачей педагогов при работе с подростками, является именно процесс воспитания и формирования граждан, учитывая при этом в первую очередь этическую, нравственную, моральную и гражданскую составляющую. Древние персы во времена создания своей империи учили своих детей трем вещам: скакать на коне, стрелять из лука и всегда говорить правду. В таком подходе отразилась идея привития необходимых основных навыков и воспитание достойного гражданина социума. Мы полагаем, что подростковый возраст должен в первую очередь стать «воспитательным» возрастом в средней школе. При этом не следует бояться, что перекос в воспитание может нанести серьезный ущерб обучению, так как большинство гуманитарных предметов занимающих значительное время в старших классах изучается именно в данный период. Также не следует опасаться, что навыки точных наук за данный период могут быть утеряны. Само их преподавание, по нашему мнению, следует соотнести с изучением истории науки и биографий известных ученых, тогда процесс восприятия материала сможет приобрести определенную эмоциональную окраску, что в свое время улучшит усвояемость материала учащимися. Кроме того, целесообразно в этот возрастной период дать учащимся элементарные навыки в таких дисциплинах, как психология, социальная психология, социология, правоведение, религиоведение, обществоведение, так как это может снять целый ряд подростковых конфликтов и повысит правовую грамотность учащихся. Кроме этого следует дать определенные навыки таких предметов, как эзотерика и медитация, так как при грамотном использовании этих знаний и правильной их оценки, возможно, снизить распространение [127]
таких негативных явлений, как наркомания, алкоголизм, сектантство. Навыки медитации и аутотренинга в определенной степени могут заменить получение «кайфа» от алкалоидов и наркотиков, при этом при грамотном преподавании положительно сказаться на здоровье учащихся, снижении утомляемости и агрессивности. Само преподавание желательно, где и когда это возможно проводить на свежем воздухе, на природе. В процессе воспитания, так же желательно привлекать родителей, для снятия напряженности между поколениями, а также проведение среди родителей специальных лекций и семинаров с целью объяснения им особенностей данного возрастного периода и выработки общей с образовательным учреждением концепции поведения. Исторически период преобладания религиозного мышления связан с ранним Средневековьем, рыцарством, отчасти Конкистой и эпохой Возрождения.

Под научным мышлением мы понимаем преобладание эксперимента в познании мира, решение тактических, подчас сиюминутных задач, известное торможение нравственного развития, скептицизм и точность. Исторически данный этап связывается нами с появлением «научного мышления» в Западной Европе по настоящее время. Подобный тип мышления начинает преобладать в старших классах, после юношеского возрастного кризиса, и ему соответствуют определенные дисциплины, которые могут быть восприняты обучаемыми наилучшим образом (химия, физика, высшая математика и др.). Во время данного периода, по нашему мнению, следует сделать упор на развитие экспериментальных и производственных навыков. В данный период обучения следует максимально усилить всевозможные стажировки, самостоятельные задания, соревнования, факультативное изучение дополнительных предметов и профессий.

Процесс изменения типа мышления соотносится нами с возрастными кризисами и происходит постоянно, так возрастной кризис «третьего курса» (21 год) соотносится с появлением мифологического типа мышления. Кроме того, существуют случаи замыкания тех или иных индивидов на определенном типе мышления. Так классическая криминальная среда «зациклена» на религиозном типе мышления, свойственного подростковому возрасту без дальнейшего поступательного развития и т.д. Отметим, что каждый из названных типов мышления так же в свою очередь делится на три этапа. Кратко покажем основные их характеристики в социальной сфере, что во многом совпадает и с особенностями определенного возраста. [128] Период мифологического мышления делится на этапы: мифологическо-мифологический, когда освоение мира или иного пространств происходит максимально символически, через абстрактные понятия. Исторически данный период соответствует периоду семантического освоения вселенной человеком, и появлением древнейших понятий Земля, Небо, Солнце, Луна, Ветер, Огонь с их персонификацией. Моральные правила соотносятся с космогоническими понятиями, а не нравственностью. Деятельность строится по принципу подобия Старшим и высшим, как, впрочем, и у младшего школьника достаточно высока подражательность учителям и родителям. Следующий период можно назвать мифологическо-религиозным. Он характеризуется созданием определенных связей между довольно абстрактными символами и понятиями. Создается пантеон богов и его история, в социальном аспекте происходит переход от общинного строя к созданию городов-государств и полисной системе. Наращиваются вертикальные и горизонтальные связи. Примером являются греческие города-государства, до завоевания Александра Македонского. У школьника в данный период происходит первичное осознание поля учебного и социального пространства. Последний период можно назвать мифологическо-научным. В данный период окружающий мифологизированный мир рассматривается как устойчивая данность и происходит жесткое следование мифологическим и социальным законам без их этической оценки, происходит определенная стагнация мысли и четкое, практическое освоение имеющегося материального и духовного пространства с целью их упорядочения. Примером может служить Римская Империя. Школьник в данный период готов к детальному освоению школьных дисциплин. При развивающем обучении зная основные принципы их построения и закономерности.

Религиозный период в свою очередь делится на три этапа, первый из которых религиозно-мифологический, когда формируется пространство, охваченное этическими и моральными нормами. Одновременно происходит отчуждение от мифологического пространства, а материальное пространство начинает играть подчиненную роль. Исторически это период зарождения христианства и распад римской Империи. В данный период целесообразно на высоких примерах и в совместной деятельности начать формирование обучаемого как гражданина. Целесообразно целенаправленное изучение литературных произведений и[129] других видов культуры, могущих сформировать высокий уровень эстетического воспитания, морали и нравственности. Второй этап религиозно-религиозный, характеризующийся максимально эмоциональным всплеском и жертвенностью. Это период «великой дружбы и великой любви, и великих страданий». Он соотносится с формированием отношений к мирозданию, выработкой эмоциональной составляющей личности. Исторически период связан с крестовыми походами, рыцарскими романами, отчасти Конкистой. Хороший воспитательный эффект может дать изучение истории и философии на исторических примерах и биографиях выдающихся деятелей. Аналогичный подход целесообразен и по другим предметам. Третий этап религиозно-научный связан с проникновением выработанных морально–этических норм и символов во все структуры социальных отношений, попытка подстроить эти исторически или практически сложившиеся отношения под данные морально-этические символы. Исторически данный этап можно связать с разгулом инквизиции. Особое усилие следует направить на изучение социальных и общественно значимых наук, новейшей истории, современного искусства и литературы.

Третий период делится также на три этапа научно-мифологический, характеризующийся тем, что наука начинает осваивать пространство религии и этики, возникает идея принципиальной познаваемости мира с помощью эксперимента и практики. Условно начало данного периода можно отнести ко времени работ Роджера Бекона. С ним также связана эпоха географических открытий. Следует обратить особое внимание изучению точных дисциплин и компьютера. Научно религиозный этап характеризуется проникновением науки во все сферы жизни, преобладание научного метода над эмпирическим. Попытки создания научных социальных концепций Сен-Симона, Томаса Мора, Кампанеллы и др. вплоть до Карла Маркса. Максимальный упор на самостоятельную работу, преобладание семинаров и практических занятий над лекциями. Научно-научный этап характеризуется узкой специализацией научных дисциплин и технологий. Вытеснения морали из общества, мировыми войнами и революциями в «силу необходимости». Решение любых задач тактическими методами. Распространение на последнем этапе такого явления, как терроризм. Рост фанатизма, как религиозного, так и гражданского. В школе следует особое внимание обратить на профессиональную ориентацию и специализацию.
[130]

Рассматривая этапы смены преобладающего типа мышления становится более понятен такой феномен, как развитие языка. Нами рассматривается древнейший этап зарождения человеческого общества, предшествующий социальным образованиям Древнего мира. Древнейшими и стабильнейшими понятиями каждого языка являются слова обозначающие элементы мироздания, служащие способом его освоения и присвоения. Эти понятия сохраняются в именах древнейших богов каждого пантеона. Понятия, обозначающие предметную деятельность появляются позднее, так как при непосредственной деятельности необходимость речевого общения вторична, так как вполне может быть заменена языком жестов. При развитии речи в период организации племенных и родовых отношений, т.е. при появлении религиозного типа мышления появляется такое понятие как искусство. Само название действий и основных функций так же обожествляется, что хорошо видно по древне шумерской, хеттской и древнеегипетской мифологии. Развитие языка продолжается при преобладании научного мировоззрения, когда он уже становится основным способом коммуникации.

Данный подход, по нашему мнению, может быть применен к изучению различных этапов построения общества, а так же при прогнозировании и оценке педагогической и воспитательной теории и практики.

Добавить комментарий