Исповедальное слово в кабинете психолога

Мир жесток, враждебен и бездушен,

Нету сил влачиться напролом,

Стон наш не доходит Богу в уши…

Д.Берримен

Конец ХХ века. Мы вступаем в следующее столетие в специфической ситуации: изуродованная планета, социально-психологическая перестройка общества, экономическая неустроенность, секуляризованный человек. Меняются привычки, традиции. «Моральный кодекс строителя коммунизма» тихо забыт, новые моральные принципы жизни в миру никем не формулируются. Жизнь для подавляющего большинства россиян становится все труднее. Не удовлетворяются основные базисные (Маслоу) потребности человека. Сегодня многие жалуются на чувство одиночества, покинутости, ненужности, неверия в себя, в будущее. Человек давно уже утратил свой ореол образа и подобия Божия и стал просто объектом, обреченным на муки быть наедине со своими страстями, печалями, ограниченными возможностями.

Лечение беседой использовалось уже в Древней Индии и Древней Греции. Начиная с XIX в. терапия словом из сакрального опыта переносится в опыт мирской. Психоанализ, логотерапия — наиболее близкие к религии и философии модели диалогического взаимодействия, в которых манипулятивное воздействие на личность сведено до возможного минимума.

Сегодня в российской культуре заметно не только возвращение людей в храмы, но и появление структур психологической поддержки и помощи, где потерянный в своей богооставленности человек, может получить внимание, общение, сопереживание, где ему предложат помощь в восстановлении гармоничной целостности его тримерии: тело-душа-дух.

Специфика работы консультирующего психолога включает несколько этапов. Первым и основным из этих этапов является интервью. Именно здесь психолог рассчитывает решить несколько важных задач, а именно:

  • организовать комфортное пространство для клиента и для себя, ибо без этого успех консультации ставится под сомнение. Здесь необходимо учесть и цветовые гаммы интерьера, и удобное, психологически безопасное взаимное расположение клиента и консультанта, и максимально удобное время визита;
  • снять напряжение, вызванное самим визитом к психологу как таковым. К сожалению, психологическая культура подавляющего большинства людей крайне низкая и на визит к психологу, психотерапевту решаются не просто и не сразу;
  • выяснить характер проблемы, которая мучает, тревожит, требует решения.

Четких временных, порядковых границ между реализацией перечисленных процессов работы не провести. Сбор информации начинается уже с того момента, когда клиент входит в кабинет, произносит первые слова. Для психолога этот процесс энергетически очень насыщен. За ограниченное время консультации клиенту не только надо дать выговориться, но необходимо подвести его к самостоятельной формулировке запроса на терапию.

Психологическая работа с объектом подразумевает под собой не просто диалог двух субъектов, где психолог и клиент принимают друг друга, но некое взаимопроникновение двух целостностей, каждая из которых не подлежит делению на тело, душу и дух и для каждой из которых данный психологический контакт является частью их диалога с Космосом.

Взаимопроникновение, взаимодействие психолога и клиента специфично. Специфичность эта описывается несколькими характеристиками.

Консультант ориентируются не на содержание текста монолога клиента, а скорее на личный драматический опыт, переживаемый клиентом.

Рассмотрим такой типичный пример. Молодая женщина (33 г.) жалуется на мужа, который жестоко ее избивает и совершает сексуально-извращенные действия с их четырехлетним сыном. Можно решительно и весомо попробовать убедить женщину расстаться с монстром-мужем: в данной ситуации это будет по-человечески оправданно и логично. Но именно общепринятая «очевидная» логика в диалоге «консультант-клиент» меньше всего является успешной. Мораль в кабинете психолога становится аморально расплывчатой, неконкретной, удобно трансформируемой под нужды ситуации.

Важнейшим условием взаимодействия «консультант-психолог», является необходимость в жестком разграничении ответственности между ними. Подавляющее большинство клиентов ждут от психологов, психотерапевтов не просто участия в решении их проблем, но пытаются на них переложить ответственность за предстоящий выбор. Одним из условий успеха психотерапии является установление границ ответственности между консультантом и клиентом. Для каждого из них существует своя мера ответственности, и эта мера определяется не только условиями контракта взаимодействия, но и мерой ответственности перед Космосом/Богом и Социумом. В задачи психолога входит уже на первом этапе организация пространства и условий доверия для взаимодействия. Он должен настроить клиента на осознание личной меры ответственности за принятие жизненно важных решений. Консультант же несет ответственность за:

  • комфортно и безопасно организованное пространство;
  • за свое присутствие;
  • за умение слушать, выслушивать, слышать;
  • за отгороженность от своих личных проблем и переживаний;
  • за свой профессионализм и качество его использования;
  • за соблюдение этических норм консультирования;
  • за невмешательство в микрокосмос клиента (точнее, консультант обязан свести такое вмешательство к минимуму, коль скоро самим фактом взаимодействия таковое предопределено).

Консультант должен принимать клиента целостным и неделимым, даже в ситуации, когда клиент демонстрирует то, что является разрушительным для взаимодействия во всех других сферах. Лишь Церковь и кабинет психолога позволяют человеку приоткрыть тяжелые занавеси своей греховной сути, исповедаться, разгрузить душу от бремени греха, очиститься покаянием и совершить так называемый инсайт.

Следующей специфической характеристикой взаимодействия «консультант-клиент» является то, что для психолога этот контакт имеет совершенно определенную цель. Он должен направить все усилия на то, чтобы помочь клиенту обозначить истинные причины его внутреннего конфликта, найти в себе силы для принятия решений по выходу из кризиса, поверить в свой внутренний потенциал, научиться использовать его для гибкой качественной адаптации к непростым условиям быстро меняющегося окружающего мира.

Главная часть встречи — исповедь, во время которой клиент имеет возможность «выговориться». От того, насколько удачно прошел этап знакомства и организации пространства, зависит наполненность повествования клиента. Не менее 2/3 от времени встречи должно быть предоставлено клиенту для его монолога. В задачи же консультанта входит, не нарушая ход повествования, организовывать его. Сама по себе исповедь имеет психотерапевтическое значение и содержит в себе элемент катарсиса. По психическому накалу и очищающему вдохновению ее можно сравнить с чистосердечной исповедью грехов в храме, когда исповедывающийся следует библейским советам:

  • «Все заботы свои возложите на Него, ибо Он печется о вас».
  • «По истине Он принял на Себя болезни наши и обременил Себя страданиями нашими».
  • «Признавайтесь друг перед другом в проступках».

Отягощающие душу комплексы, сознательно поверяем Богу, возлагая на него свои надежды и уповая смиренно на милость Божью.

Следуя по этой схеме, извлекаем из подсознания свою вину, свой грех — непременное условие выздоровления с точки зрения психоанализа. Осознание, понимание греха запускает механизм трансформации личности. «Достоверное», качественное осознание можно сравнить с покаянием, когда масштабы очищения, изменения сознания столь велики, что душа человека подобна ангелу. И не смотря на то, что светлость и чистота пребывает в человеке лишь мгновения, формируется великий творческий потенциал, необходимый для успешной терапии. Важно научить клиента оптимально использовать этот потенциал, терпеливо и каждодневно работая над самосовершенствованием.

Добавить комментарий