Христианство и вечные нравственные ценности

В сегодняшнем мире такой традиционный для людей способ разрешения противостоящих интересов как война становится все более бессмысленным, т.к. термоядерная война есть конец существования человечества. А такие глобальные проблемы человечества, как ограниченность энергетических ресурсов, пресной воды, пищи, полезных ископаемых заставили людей задуматься о тех нравственных ценностях, которые смогут предотвратить неминуемую гибель человечества. Зависимость человека от природы, с одной стороны, его духовно-культурное возвышение над природой, с другой, привела к различным с философской точки зрения толкованиям человека и его целей.

Наиболее продолжительным в вопросе толкования человека было влияние Ветхого завета. Античность видела сущность человека в его разуме, познавательной способности, деятельности, гуманности, умении наслаждаться красотой. «Разум, направленный во внешнее», — так охарактеризовал это В. Розанов.

Христианство же обратилось к внутреннему миру человека к его неповторимо своеобразному, уникальному «Я».

Общечеловеческая память. Она всегда стремилась вспомнить свое начало. Но подобно тому, как различны воспоминания о начале жизни у разных людей, так же несхожи они и у различных народов, особенно у тех, что были когда-то страшно удалены друг от друга. Отсюда и разница в мифах, что как известно есть не что иное, как именно воспоминания о прошлом, погруженном в непроглядный таинственный мрак. Но из этого далекого прошлого вырисовываются некие события, складывающиеся в сюжеты, которые и были записаны в книге книг — Библии.

И Земля, и Человек во множестве мифов и религий возникли, если выражаться современным языком, по некоей достаточно общей и так сказать «типовой» модели. Тихоокеанский островитянин или древние ацтеки сохранили в своей памяти ту же версию создания Вселенной, что и переписчики библейских книг.

Заповеди добра и милосердия, которым учил Христос были изложены его учениками в Евангелиях, которые легли в основу христианского вероисповедания. Возникали и рушились империи, гибли цивилизации, но Вера, основанная Иисусом Назарянином, оставалась неизменной. Вера, которую в первые дни исповедовало всего несколько десятков человек, движет сегодня миллиардом жителей земли, говорящих на разных языках. В каждую эпоху Новый Завет обнаруживал скрытые в нем неистощимые импульсы к творчеству. Его откровение озарило мысль Августина и Паскаля, вдохновляла поэтов и ваятелей, вызывала к жизни могучие звуки симфоний и хоралов. Образ Христа запечатлен Андреем Рублевым, Микеланджело, Рембрандтом.

Обратимся к Нагорной проповеди, где Иисус касался самых разных сторон душевной и духовной жизни человека. С кем бы он ни говорил, во всех его сентенциях и изречениях сквозит одна мысль: человек должен стать человеком — существом добрым и прекрасным. «Будьте совершенны…» — призывает Христос. Именно в Нагорной проповеди было сформулировано Золотое правило нравственности. Здесь же подтверждены две простые нормы нравственности: не убий и не прелюбодействуй. В истории культуры простыми нормами нравственности стали называть такие, без которых не может существовать человеческое общество. Так, в Нагорной проповеди сформулированы такие заповеди, как накорми голодных; не оскорбляй людей; не гневайся на людей напрасно; мирись с теми, с кем поссорился; твори милостыню и не подчеркивай этого; оценивай людей не по их словам, а по их делам, замечай свои недостатки.

В условиях нашего времени, когда перед человечеством стоит глобальная проблема выживания, важно понимать не только формулировки Нагорной проповеди, но и их практические следствия. Все эти заповеди приобретают новый смысл в условиях нашего времени. Насколько ново и расширенно звучат они в формулировке Д.С. Лихачева: «Не убий и не начинай войны». Если в начале нашего века учение Нагорной проповеди о любви к врагам рассматривалось как призыв к ненасилию и веротерпимости только немногими (А. Шейцером, Л.Н. Толстым, М.Л. Кингом), а большинство же толковало эти положения как призыв к миру между единоверцами, к классовому миру, то сегодня становится безнравственным уже всякое решение конфликта военными средствами. Даже малые войны в современных условиях — пролог к гибели всех людей в огне термоядерной войны. Поэтому так опасна сегодня идея национализма, которая имеет место в умах еще многих народов.

Новое осмысление сегодня получает и такая заповедь, как «уважай мысли и чувства братьев своих». В Нагорной проповеди Иисуса Христа его приверженцы противопоставляются язычникам, книжникам, не поверившим в его учение и чудеса им сотворенные. Позже сторонники различных религиозных конфессий всячески третировали инаковерующих и инакомыслящих. Только в XX в. веке под влиянием идей Л.Н. Толстого, А. Швейцера, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, Н.К. Рериха, В.И. Вернадского мысль об уважении верований, убеждений и чувств других людей (при условии, что эти верования не противоречат идее гуманизма) становятся общим нравственным требованием. В заповедях человечности и умственный труд, и физический рассматриваются как свободный и творческий: «пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба», — говорится в восьмой заповеди. Действительно, только такой труд, а не подневольный труд раба, принуждаемого к нему экономическими и внеэкономическими средствами, определяет сегодняшнего человека и является основой его самооценки. Говоря о десятой заповеди человечности, совершенно ясно, что свободным должно быть все; «ибо все рождается свободным». Но свободу при этом нельзя смешивать с произволом, с отсутствием моральной ответственности. Идея свободы — это и свобода выбора мировоззрения, и миропонимания. Человек может свободно выбирать ту картину мира, которая соответствует его убеждениям. Он может выбирать любой способ почитания бога и не быть религиозным, поскольку именно нравственные поиски людей были и остаются одним из необходимых духовных корней религии. Не будь этих нравственных поисков, не было бы на земле ни христианства, ни ислама, ни буддизма. Не религии дают людям нормы морали, а люди дают эти нормы религиям. И только потом религии возвращают людям полученные от них нравственные требования в преобразованном виде, и эти нормы морали приобретают общезначимую, вечную природу. Сегодня же еще большинство людей живут только повседневными заботами, не думая о будущем, привыкая к страшным реалиям современного мира, надеясь на вмешательство добрых потусторонних сил, на чудо, забывая, что судьба всего человечества находится в руках каждого из людей нашей планеты.

Вот почему самовоспитание нравственных качеств личности становится насущной задачей любого мыслящего человека, а моральная ответственность — главным нравственным качеством современности.

Добавить комментарий