Здоровье как прототип райского существования

[129]

Человеку изначально присуще стремление к избавлению от страданий и обретению блаженства. Фрейд назвал эту тенденцию «принципом удовольствия» и указал на то, что он является врожденным господствующим принципом регуляции психической жизни индивида. По мере развития личности принцип удовольствия частично замещается [130] «принципом реальности», побуждающим человека сдерживать безудержное стремление к немедленному достижению удовольствия и ведущим его к получению желаемого социально приемлемым способом.

Есть все основания полагать, что первым и необходимым осознанным условием наиболее комфортного существования являлось здоровье. Здоровье, наряду с такими терминами, как болезнь, норма, патология, этиология, патогенез и др. — основополагающее понятие, которым оперирует медицина. На сегодняшний день насчитывается около 300 определений здоровья. Обычно выделяют три принципиальных подхода: здоровье как отсутствие болезни, здоровье как норма и здоровье как успешное приспособление. От традиционного естествознания медицину отличает объект её исследования, человек, знание о котором не ограничивается рамками естественных наук, но предполагает также духовно-нравственное измерение. Поэтому современные трактовки здоровья не ограничиваются механистическим подходом. Так, например, согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Таким образом, понимание здоровья максимально приблизилось к представлениям о счастье, благоденствии и процветании.

Здоровье, как отсутствие физических страданий и состояние, наиболее адаптированное к изменениям враждебной для человека окружающей среды, есть одновременно цель и средство, «ступень» на пути к высшему наслаждению и блаженству. Образ здоровья, по возможности бесконечно долгого, прямо или косвенно упоминается в религиях как неизменный атрибут райской жизни: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет…» (Откр. 21:4). В Исламе рай — «сад вечности» (Коран, 25:15), жизнь без смерти: «Не вкусят они там смерти» (44:56), жилище мира (6:127), беззаботное вечное пребывание: «Не коснется их там забота, и не будут они оттуда выведены» (15:48). Из описания рая в Атхарваведе (6.120.3): «Где радуются добросердечные, …оставив болезнь своего тела, не ущербные в своих членах, невредимые». Рай в буддийской Махаяне: «И нигде во вселенной Сукхавати не услышать ни о чем нездоровом, нигде… — о состояниях муки и дурных судьбах, нигде — о страдании» («Сукхавативьюха», гл. 18). «Амитабха и люди, родившиеся в Западном Мире Великой Радости, живут бесконечно и неисчислимо долго» («Сутра Амитабы»).

Совершенство телесного состояния небожителей нередко подчеркивается многочисленными аллегорическими сравнениями: «Из серебра и золота твои члены, а голова, Онуфрий, из лазурита… Тело твое объемлет просторы мира» (Египетская книга мертвых, Гимн [131] Осирису-Онуфрию). «Все они имеют тела цвета чистого золота,.. у них внешность больших мужей, правильная и чистая» (Буддизм, «Сутра безграничного долголетия»).

С точки зрения различных религий здоровье, таким образом, предстает перед нами как божественный дар и награда за соблюдение заповедей и добрые дела.

Подобно тому, как здоровье является наградой за праведность, её отсутствие — болезни, страдания — удел грешников в Аду: «К востоку от обители Читрагупты находится огромный дом жара (лихорадки). К югу — дома ревматизма, головных болей и оспы. К западу — дома язвы, Западни Смерти и желудочных заболеваний. К северу — чахотки и желтухи, желчных болезней … К юго-западу — дизентерии; к северо-западу — простуд и жара — таким образом, его обитель окружена этими и другими болезнями» (Гаруда-Пурана, Описание города Царя Справедливости (Ямы), 10-15).

Жизнь человека неизменно включает в себя единство и борьбу здоровья и болезни, нормы и патологии. Интересное развитие в связи с этим может получить известное заявление Нагарджуны о тождестве сансары и нирваны; здоровье и болезнь не есть нечто принципиально отличное друг от друга, но есть звенья одной цепи, в основе которых лежат общие биологические закономерности. Здоровье и болезнь — разные формы существования жизни. Здоровье — в некотором смысле «райское состояние» жизни, болезнь — её «адская» составляющая.

Вероятно поэтому, большая часть религий вменяет человеку в обязанность поддержание собственного здоровья и заботу о здоровье близких: «Без тела никто не может достигнуть цели человеческой жизни; следовательно, каждый должен следить за своим телом, ценить его и совершать поступки, достойные награды…Что будет делать тот, кто не принимает предосторожностей против болезней ада, находясь ещё здесь, когда попадет в страну, где нет лекарств от страданий?» (Гаруда Пурана, Описание пути, ведущего к освобождению, 17-23). «Сказал пророк: “О Абдаллах!.. Пост держи, но и ешь, стой (на молитве ночью), но и спи; ибо, поистине, то долг твой перед телом твоим,.. и, истинно, то долг твой перед ближними твоими…”» (хадис от аль-Бухари и Муслима).

Ответственность за состояние здоровья в обществе традиционно возлагается на медицину. Согласно Аюрведе, главной целью медицины является отыскание способов продления человеческой жизни и избавление людей от страданий, причиняемых физическими недугами. В целом это применимо и к современной медицине.

Можно сказать, что общей целью религии и медицины является избавление человека от страданий и обретение им ни чем не омраченного счастья. Различается лишь место, где это состояние должно [132] быть достигнуто: для религий это, за редкими исключениями, рай, посмертное существование, и лишь частично — «земная» жизнь, больше предназначенная для духовного самосовершенствования. Для медицины это, безусловно, жизнь человека «здесь и сейчас», и в первую очередь — его здоровье.

Добавить комментарий