Представления об универсальности процессов эволюции во Вселенной реализуются в современной науке в концепции глобального эволюционизма. Его принципы позволяют единообразно описать огромное разнообразие процессов, протекающих в неживой природе, живом веществе, обществе. Универсальный (глобальный) эволюционизм трактуется как принцип, [14] экстраполирующий эволюционные идеи, получившие обоснование в биологии на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса.
Некоторые из христианских мыслителей смогли реинтерпретировать христианское богословие в свете эволюции, что положило начало теологии процесса. Известными представителями этого течения среди протестантских богословов являются Дж.Б. Кобб и С.М. Огден, римско-католическая версия изложена в трудах Тейяра де Шардена. Большое влияние на представителей теологии процесса оказала философия процесса А.Н. Уайтхеда и Ч. Хартшорна.
Согласно Уайтхеду, необходимость Бога в качестве непременного участника творческого процесса Вселенной заключена уже в «онтологическом принципе»: ведь «вечные объекты» (платоновские формы) не могут существовать сами по себе, должно быть вечное же «действительное существование», в опыте которого (согласно «субъективистскому принципу») эти вечные объекты и должны быть даны. Такова «первичная природа Бога», но «ввиду относительности всех вещей мир действует и на Бога», в чём проявляется его «вторичная природа». Он не создаёт мир, но спасает его посредством всепобеждающей рациональности своей концептуальной гармонизации.
Теология процесса отвергает классический теизм, в соответствии с которым Бог предстаёт вечным, в том смысле, что он находится за пределами времени, неизменным и статичным, является причиной всех событий, не воздействующих на Него. Эту точку зрения заменяет «диполярная» концепция Бога. Основывается она на различии между «абстрактным существованием» и «конкретной актуальностью». Принимается идея о том, что Бог вечен, неизменен и является причиной всего сущего, однако только со ссылкой на Его абстрактное существование, т.к. Его творение воздействует на Него. Бог предоставляет Вселенной реальную, хотя и ограниченную свободу, т.е. мы также можем стать причиной, а Он — следствием. Таким образом формируется «диполярная» точка зрения на Бога, как на причину и на следствие.
Точка зрения теологии процесса часто называется панентеизмом или неоклассическим теизмом, согласно которому мир пребывает в Боге, а Бог проявляет себя в мире. Всё происходит в Боге, т.е. мир есть тело Бога. Взаимоотношения Бога и мира могут быть сравнимы с отношениями между сознанием и телом. Бог и мир совместно движутся во времени.
Тейяр де Шарден считает эволюцию универсальным законом существования и смотрит на него с точки зрения христианства. Это приводит к совершенно новой интерпретации многих фундаментальных христианских тем. Творение рассматривается в процессе эволюции. Грех истолковывается как неизбежное несовершенство, сопровождающее процесс эволюции. Эволюция и совершенство так же несовместимы друг с другом, как и идея о квадратном круге. Зло рассматривается как побочный продукт процесса эволюции.
[15]
Тейяр не отвергает традиционного взгляда на историчность Иисуса как воплощённого Сына Божьего. Однако особый упор он делает на «космического Христа». «Полный Христос», или мистическое тело Христа, эволюционирует в обстановке человеческой эволюции. Искупление, таким образом, расценивается как эволюционный процесс. Человеческая история эволюционирует к своей вершине и затем всё достигает высшей ступени во Христе. Эту вершину Тейяр де Шарден называет «точкой Омеги».
Всё это подразумевает новую концепцию Бога, как и в теологии процесса. Бог рассматривается не как нечто неизменное и трансцендентное, наполняющее мир, но как нечто активное и развивающееся в процессе эволюции и, фактически, неотделимое от него.
Добавить комментарий