Я училась на философском факультете в те удивительные (почти мифические) времена, когда было только два отделения: философии и научного коммунизма, когда у каждого поколения студентов еще был свой Коля Гегель, когда студенты и преподаватели встречались вместе на прокуренных грязнущих лестничных площадках и вместе курили, когда студенты проводили лучшие часы своей жизни в читалке БАНа, зачитываясь там до такой степени, что начинали смеяться над фрагментами Демокрита… Сейчас некоторые вещи вспоминаются достаточно странно, как иллюстрацию к какой-нибудь антиутопии. Так, например, придя на заседания кружка по русской философии (кафедры истории русской философии тогда тоже не было), вы рисковали натолкнуться на недоверчивый взгляд ее руководителя профессора Маилова, который, глядя на вас, как на агента KГБ, недоверчиво вопрошал о том, кто вы такой и как сюда попали. А несчастная студентка начинала объяснять, что она тут и раньше бывала, и знает участников этого кружка: студента такого-то и аспиранта такого-то… А каковы были лекции факультетского Гегеля — Линькова! Он приходил на них почти всегда с опозданием (минут на 20-30) и все ждали его появления и трепетали. [82] На эти лекции приходили не только те, кто должен был слушать курс немецкой классической философии, но и студенты с других факультетов, первокурсники (вроде автора этих строк) и поклонницы с поклонниками. Они занимали первый ряд, включали диктофоны и магнитофоны и внимали, внимали, внимали… Многим (как я сейчас это выясняю) все казалось совершенно непонятным, и они склонялись перед мощью гения (честно признаюсь, не все в этих лекциях мне понятно и по сию пору). Да, много удивительного было в ту пору на факультете… Но если серьезно, то помимо основных курсов мы посещали много лекций и спецкурсов. Одни — для получения информации, как, например, спецкурс А.А. Ермичева, который он читал для историков философии. Другие — для получения каких-то новых идей или скорее творческих импульсов, так я с первого курса посещала самые различные лекции и занятия Б.В. Маркова. Именно они развили у меня интерес к философии языка и герменевтике, а также к философии науки. И то и другое во многом определило сферу моих профессиональных интересов. Занимаясь изучением древнерусской культуры, я в первую очередь опираюсь на анализ текстов (в широком смысле), а, изучая историю науки, я не могу при этом игнорировать ее философию. И сейчас я благодарна всем преподавателям, даже тем, которым частенько приходилось мучить нас (я сейчас преклоняюсь перед их мужеством), заставлять зубрить и понимать. Спасибо.
Добавить комментарий