От невроза к бунту

[54]

В статье «По ту сторону принципа наслаждения» Фрейд, ориентируясь на А. Шопенгауера, соглашается с тем, что «смерть является «подлинным результатом» и, таким образом, и целью жизни», тогда как сексуальный инстинкт окажется в таком случае «воплощением воли к жизни» 1. Но «цель», которая преследуется «первичным позывом смерти», — уточняет Фрейд, — это не [55] «цель жизни» вообще, а «цель жизни» единичного живого существа 2. По мнению Фрейда «оба первичных позыва соединяются, смешиваются и сплавляются друг с другом», и такое состояние живого организма является «нормой», тогда как состояние их разъединенности и обособленности — патологией.

Фрейд задает знаменитый вопрос: «Если развитие культуры имеет столь далеко идущее сходство с развитием человека и применяет те же средства, не вправе ли мы поставить следующий диагноз, что многие культурные эпохи, — возможно, и все человечество, стали под влиянием культуры невротическими?» Такая постановка вопроса была воспринята западной молодежью леворадикальной и либеральной ориентаций как призыв начать «тотальную войну» против культуры как таковой (движение контркультуры достигло кульминации в дни «майской революции» 1968 г. В Париже).

Примечания
  • [1] Фрейд З. Избранное. М., 1969. Т.1. С.62.
  • [2] Там же. С.169.

Добавить комментарий