Государственное православие или православное общество?

[59]

В данном случае приходится ставить именно разделительный союз. Сама жизнь заставляет.

Еще в середине XIX века архимандрит Феодор (Бухарев) обозначил эту альтернативу в своей замечательной книге «Православие в его отношении к современности». О ней много говорилось на Поместном Соборе РПЦ 1917–18 гг., да и по сей день она сохраняет свою актуальность. И сейчас необходимо объяснять, что одно по самой своей сути исключает другое. И что любая государственная поддержка Русской Православной Церкви, предполагающая предоставление этой религиозной организации односторонних преимуществ, пагубна более всего именно для православия.

Такая поддержка — официально ли зафиксированная в тех или иных законоположениях, либо оказываемая подспудно, силами и средствами «административного ресурса» (многовековой опыт подсказывает всякому русскому, что последнее бывает горше первого) — способна, конечно, стимулировать рост числа новообращенных, но дурно отзывается на качестве их воцерковления. [60] Православие из-под палки, по внушению свыше, по примеру начальства или подсказке учителя, если и может быть горячо, едва ли будет до конца искренно и добротно.

Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить евангельский текст о «наибольшей заповеди в законе», которая состоит в необходимости возлюбить Бога всем сердцем, всею душою и всем разумением своим (Мф. 22. 36-37). Допустим, первые два сорта любви возможно обрести в порыве административного восторга или под воздействием горячей проповеди, но для третьего любой нажим и внушение прямо противопоказаны. Тут надобно свободное решение на основе точных и достоверных сведений, а для этого прежде всего необходима непредвзятая осведомленность.

Так что свобода совести является важнейшей религиозной ценностью. Она одинаково потребна личности и обществу — притом религиозному обществу (православной церкви) никак не менее, чем светскому (гражданскому). Равно как и свобода информации — в том числе об иных исповеданиях и религиях. Чтобы не плодить православных по неведению и недомыслию.

Соответственно, Русской Православной Церкви в ее собственных верно понятых интересах стоило бы постараться, чтобы знакомство молодых россиян с основами православной культуры, поскольку и в какой мере оно будет предусмотрено государственными образовательными стандартами, не сбивалось на катехизацию и проповедь (чего так естественно ждать от православных священнослужителей), а носило бы вполне объективный, строго научный характер, свойственный светскому религиоведению.

Комментарии

Государственное православие или православное общество?

Аватар пользователя Фиона
Фиона
среда, 03.10.2007 22:10

Текст за непредвзятость отдает предвзятостью: православные мол лезут со своей катехизацией. Я тоже за религиоведение, но потому лишь, что нужно знать соседей, с кем живешь, с кем работаешь. Но полемика в таком духе неуместна и лишь вызывает агрессию как у православных, так и у пофигистов, простите за нефилософское слово.

Добавить комментарий