Политическая коммуникация как аппликация символов

Символ это не знак. Это интерпретация знака. Символы могут быть одинаковы по конфигурации, но различны по цвету или оттенку, в зависимости от окраски смысла, вкладываемого в этот символ.

Идеальная политическая жизнь рутинная: без шокирующих нововведений и без выламывания из общего рисунка неугодных фрагментов.

В норме политическая система, по мнению американских ученых Ч. Елдера и Р. Кобба, должна обеспечить «пресыщение общества политической коммуникацией», которая посредством символов «умиротворяет» общественное мнение 1. Это состояние умиротворенности позволяет власти действовать, выражаясь языком математики, «по умолчанию», то есть привычными методами, в соответствии с общепринятыми установками.

При усиленном политическом информировании очень низок уровень непосредственной вовлеченности общества в политический процесс, что позволяет сохранить привычный ход вещей, то есть ход обыденный, соответствующий представлениям и склонностям системы.

Участие в политической жизни общества все же не первостепенная потребность человека. И сознательно перекладывая принятие политических решений на доверенных лиц, человек стремится облегчить себе жизнь, а не осложнить ее. Другими словами, существование в стабильной политической системе для человека, который ценит себя и свое время, удобнее, нежели постоянные попытки реформирования этой системы.

Ловлю себя на мысли, что эта идея становится банальной. Мои родители, голосуя за своего кандидата в президенты, руководствовались тем, что им так «удобнее»: «Что будет при других — пока не ясно. А здесь уже понятно». Любопытно, что и В.А. Ачкасов в своем выступлении по телевидению сказал, что советует избирателям «выбирать из двух зол не меньшее.., но знакомое». Таким образом, стабильность политической жизни стала уже как будто частью определения этой жизни.

Только в стабильном политическом обществе каждый отдельный гражданин занят своими проблемами, делегировав право решения политических вопросов политической элите, персонально политическому лидеру. Действия политического лидера могут быть нелогичными, не соответствовать предшествовавшим мерам. Главное — это уверенность в обществе в том, что ситуацию он держит под контролем и намерения его благие. Тогда граждане верят, что политические рычаги в надежных руках. Такое положение вещей характерно для стабильного политического устройства.

Последние президентские выборы дают повод полагать, что гражданское общество России становится сравнимо с обществами демократических государств. Нельзя сказать, что Ельцин в период своего президентства совершил меньше ошибок и просчетов, чем в свое время Горбачев. Но первому они прощаются. Это происходит не от того, что он талантливее, проницательнее или активнее второго. Изменилось само общество. Приняв во внимание те цели и установки, которым следует и которыми руководствуется политическая элита, общество предоставляет ей право принимать политические решения в обмен на возможность заниматься своими частными проблемами, находясь в уверенности, что политический курс останется прежним, а значит, понятым, знакомым, то есть стабильным.

Кажется естественным, что политические новости, в силу значительно сузившегося круга действующих лиц, стали приобретать форму театрального действа. Общественные же интересы круто переметнулись в сферу экономики. И даже в наиболее остром чеченском вопросе общественное общественное мнение все меньше интересует проблема статуса Чечни, все более — количество вложенных в эту кампанию средств.

Особенно показательным стал тот факт, что в одном из своих первых в новой должности выступлений А. Чубайс окончательно развел президентскую администрацию и правительство, определив сферой деятельности первой политику, а второго — экономику.

В прессе появились сообщения об идее создания концепции «национальной идеологии». Слову «идеология» в русском словаре не очень повезло: слишком крепко оно было связано со своим символом. Символ пострадал — досталось и слову. Но идея выработки концепции очевидна: стабильной политической системе необходим набор символов, идеология этой системы. Я голосую за эту систему, стало быть, я согласен с ее символами, или они наиболее соответствуют моим представлениям о приемлемом политическом устройстве.

Вполне можно согласится с мнением В. Костикова, что «не нужно придумывать новой идеологии». Он справедливо называет конституцию «главным идеологическим документом страны» 2.

Для политической стабильности имеет огромное значение постоянное использование символов. Если такое постоянство нарушается, то возникают новые требования к политической системе. И, как правило, эти требования формулируются в терминах привычных символов. Кризисные же ситуации в отношениях политической власти и общества возникают тогда, когда устраивающие обе стороны символы не находят подтверждения в отношениях двух сторон.

Символ не может быть несостоятельным сам по себе. Не флаг, а отношение к флагу становится символом. Указ президента «О знамени Победы» сделал для стабилизации политических отношений в стране больше, чем все увещевания последних лет.

Примечания
  • [1] Elder Ch.D., Cobb R.W. Political Uses of Symbols. N.Y.- L., 1983. P. 212
  • [2] Костиков В. Время властвовать поступками // Московские новости.1996. №38. С.2

Добавить комментарий