Еще древние философы были убеждены в том, что система образования и воспитания — наиболее значимый фактор общественного воспроизводства: от него зависит как качество будущих поколений, так и жизнеспособность, и эффективность будущего развития самого общества. Как отмечал Платон, именно воспитание в полной мере обеспечивает достаточно определенный и ясно выраженный результат: либо Благо, либо его противоположность.
Образование формирует человека конкретного общества, сообразованного с его потребностями, осознающего цели его развития и служащего их реализации. При этом образование, включая человека в пространство общественно значимых ценностей, формируя универсальные модели поведения и ценностные установки, способствует усвоению значимых общечеловеческих ценностей.
[440]
В XX веке наметилась тенденция отчуждения образования от человека и общефундаментальных человеческих ценностей. Бурный научно-технический прогресс способствовал формированию в обществе гипертрофированного представления об абсолютном приоритете технологических и технических достижений над гуманитарными знаниями, вещественного богатства перед духовным содержанием. В различных социальных сферах на первый план вышли критерии целесообразности, эффективности. Само образование стало рассматриваться в качестве средства приобретения знаний, навыков, умений, необходимых для освоения технологий и техники, для выполнения узкопрофессиональных функций.
Человеку надлежит приобретать Благо, пишет Платон, оно по справедливости должно быть признано более высоким, чем удовольствие, — это ум, знание, понимание, искусство и прочее в том же роде. Устремленность к миру вечных Идей, отвлечение от повседневной суетности — вот цель истинной жизни. Осмысливая современные задачи образования, можно констатировать, что развитие духовного потенциала личности не должно сводиться просто к интериоризации объективной духовности. Оно осуществляется в процессе деятельности человека с целью позитивного изменения себя и общества в соответствии с высшими социально значимыми ценностями.
Погоня за знаниями, информацией, за материальными ценностями диссонирует с генетически заложенной в человеке потребностью в гармоничном развитии. Главная задача воспитания — это соотнесенность с естественными, природными способностями человека, их признание и развертывание. Ведь правильное воспитание и обучение, отмечает Платон, пробуждают в человеке хорошие природные задатки, т.е. благодаря такому воспитанию они становятся еще лучше — и вообще, и в смысле передачи их своему потомству. «Обратить человека — вовсе не значит вложить в него способность видеть — она у него уже имеется, но неверно направлена, и он смотрит не туда, куда надо. Вот здесь-то и надо приложить силы» (Там же. С. 299).
Божественным знанием по Платону обладают философы. Только они могут избавить человечество от невежества. Познание, и в конечном итоге слияние с верховным рационалистически-духовным началом — вот вершина философского познания. Задача философа — [441] вырваться из пещеры эфемерных теней и обратиться к истинному источнику бытия.
Проблема цели и сути образования действительно разрешается философией (рассмотрение вопросов формирования личности, оптимальной адаптации человека к жизни в обществе, разработки образовательных концепций и программ). Основным принципом современной концепции образования является трактовка идеала образованности через знание и познание. Таким образом, человек образованный — это тот, кто знает мир и умеет использовать свои знания. (Первое предписание философии по Платону — это усердное развитие интеллекта с целью восстановления единства с вечным).
Знание божественного имплицитно заложено в каждой душе, пишет Платон, оно лишь забыто, поэтому познание Идеи — это прежде всего воспоминание, мгновенное интуитивное постижение того знания, которое уже существовало, было присуще бессмертной душе. Но данный путь познания трансцендентного не является единственным: изучая науки, используя миф и поэтическое воображение, можно соприкоснуться с архетипическими основаниями Истинного мира, присутствующими в мире земном, подвластном человеческому познанию и осмыслению. Постигая феноменальный мир, а значит и мир трансцендентный, человеку необходима интуиция и память, логика и математика, эстетика и воображение. Кроме того, для освобождения от непросвещенного состояния человеку требуется интеллектуальное и моральное напряжение сил с тем, чтобы ум его мог подняться над сферой чувственности и физического бытия (Там же. С.19, 35). Теоретической предпосылкой данной позиции является понимание того, что человек не является завершенным существом. Природа, развив его до определенной точки, оставляет его затем либо для дальнейшего развития собственными усилиями и средствами, либо для жизни и смерти таким, каким он родился, либо для вырождения и утраты всякой способности к развитию.
Платоновкая Академия провозглашала идеал внутреннего совершенствования человека, который не навязывался извне, а имел жизненное значение и открывался в процессе образования. Для того чтобы укорениться в культуре, индивид из потребителя знания должен превратиться в человека, способного к постижению смысла, к пониманию. Понимание всегда носит творческий характер. В нем актуализируется и выражается специфика и уникальность жизненного [442] мира конкретного индивида, который, постигая смысл, действует как человек, совершающий открытие в процессе своей жизнедеятельности.
Добавить комментарий