Интегральный метод обучения и воспитания как тенденция изменения образовательной парадигмы

[340]

Общественное устройство определяет содержание и форму образования, а образовательные процессы влияют на развитие общества. Глобализация, обусловленная развитием интернет, подтверждает прогноз А. Тоффлера о неизбежности перехода человечества на этап информационного общества. В связи с этим, предсказания [341] известного футуролога об образовании заслуживают пристального внимания, а рекомендации по применению — критического анализа.

Тоффлер актуализирует необходимость специально готовить членов общества к будущему, указывая на угрожающий человечеству «футурошок», («являющийся реакцией на перестимуляцию»). Представляется затруднительным оценивание степени вероятности реализации прогноза, но достаточно ясным видится тезис о неизбежности специфического рода адаптации к условиям «нарастающей скорости перемен» и постоянно увеличивающимся изменениям самой жизни. Тоффлер предлагает работникам образования «систематически (выделено О.У.) организовывать формальные и неформальные виды активности, помогающие студенту определить, выяснить и проверить его ценности». Программа образования — «должна сочетать разнообразие основанного на фактах содержания с универсальным воспитанием «жизненного ноу-хау». Необходимо одновременно делать и то, и другое, передавая первому в подробностях то, что производит второе». Практическая реализация этих идей предлагается в деятельности «Советов Будущего». (Тоффлер. Футурошок. 1997г.).

Нам представляется, что решение этой задачи образовательным органом невозможно вне инструментария конкретных методов, сопряженных с фундаментальными образовательными концепциями.Обратимся к отечественному опыту на примере научного содружества разработчика концепции эдукологии А. Прокапцова и создателя активных методов обучения Р. Жукова и его последователей. В настоящее время ими применяются активные методы обучения: игровое социальное имитационное моделирование, деловые игры, анализ конкретных ситуаций (кейсы), Метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК) (2001 г.). Знаменательна в этом плане и деятельность научной школы В. Давыдова, результаты которой исследованы крупнейшим отечественным специалистом — эпистемологом. Крайне важным, отмечает В. Лекторский, представляется выявленное В. Давыдовым (Теория развивающего обучения. 1996г.) условие коллективной образовательной деятельности: качественно новый уровень взаимодействия неизбежно включает участников в постоянные «диалоги и полилоги».

Идея социально-педагогического тренинга и разработка его основ принадлежит Н.С. Говорову. Более чем полувековые [342] театральные, медицинские, образовательные искания привели его (вместе с коллективом) к интегральной социальной педагогике и методологии научно-общественного полилога. В свою очередь мы пытаемся реализовать один из вариантов интеграции театральных (воспитательных) и полилоговых (обучающих) технологий в тренинге со студентами-гуманитариями. Опыт этой работы позволяет нам согласиться с прогнозами А. Тоффлера о неизбежном изменении образовательной парадигмы.

Тоффлер отмечает организационную форму — «стандартную единицу школы», затрудняющую обучение: «…один взрослый и много молодых людей, сидящих к нему лицом на определенных местах. В результате обучающиеся не получают опыта функционирования в других организационных формах» и, как следствие, «не имеют ролевой гибкости».

Мы солидарны с некоторыми из предложенных А. Тоффлером организационных форм — «…студенты, организованные во временные целевые группы или группы по реализации проектов; студенты, передвигающиеся от групповой работы к индивидуальной или независимой и обратно».

Тормозит обучение и засилие лекционных форм. А. Тоффлер предлагает заменить их в значительной части на «ролевые игры и компьютеризированные семинары». Однако, при этом футуролог полагает, что «обучение может быть максимизировано контролируемым использованием медицинских препаратов». На наш взгляд, это и недопустимо и неоправданно, т.к. задача активизации восприятия, ускорения чтения и т.д. решается соответствующим тренажем.

Для социально-педагогического тренинга — это частные функции. Главным в нем является то, что участник коллективных занятий получает возможность развития коммуникативных умений и навыков, обретает опыт оптимальных действий (в т.ч., опыт принятия решений), обретает индивидуальный стиль поведения. Говоря словами Тоффлера, «погружением в изобретенный опыт» повышается «способность индивидуума справляться» той скорости и экономии, с которой он может приспособиться к реальным изменениям. В свою очередь, добавим — и приспособлять.

Подводя итог, вновь процитируем: «Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Студенты должны научиться отбрасывать старые идеи, знать, [343] когда и как их заменять. Короче говоря, они должны «научиться учиться». Солидаризируясь с этой мыслью, полагаем, что социально–педагогический тренинг как интегральный метод обучения и воспитания, является одним из свидетельств намечающихся тенденций изменения образовательной парадигмы, вызванных скоростью изменения самой жизни и настоятельной необходимостью координировать ее в ходе становления индивидуального «жизненного ноу-хау».

Похожие тексты: 

Добавить комментарий