Михаил Яковлевич Корнеев

Корнеев Михаил Яковлевич (1926–2002) родился 6 октября 1926 года в многодетной крестьянской семье в деревне Коваши Ораниенбаумского (ныне Ломоносовского) района Ленинградской области. Мать — коренная петербуженка, отец — местный житель воспитывали своих сыновей (их было шесть, правда, один умер в раннем возрасте во время Первой Мировой войны) в духе крестьянского образа жизни, где любовь к труду и жажда знания шли рука об руку. Отец у него рано умер от чахотки, и мать, неграмотная крестьянка, изо всех сил старалась одеть, обуть, накормить и, пожалуй, самое важное, — дать детям хорошее образование и воспитание. Закончив в начале июня 1941 года, Ковашевскую неполную среднюю школу на «отлично», Михаил Яковлевич поступил в энергетический техникум. Но грянула война и мечте стать энергетиком осуществиться не удалось. Непрерывные бомбежки и артобстрелы, начавшаяся блокада Ленинграда привели к тому, что занятия в техникуме к концу ноября 1941 года были прекращены.
Вначале Михаилу Яковлевичу удалось через Кронштадт, по Малой дороге жизни добраться до Малой Ижоры (ныне Бронка), а оттуда на теплушке до полустанка 75-й километр, совсем рядом от которого уже проходила линия фронта по реке Воронке. Его деревня Коваши находилась на Ораниенбаумском плацдарме. Зимой 1941–1942 года он работал на дороге, ведущей к фронту, а весной и в начале лета 1942 года трудился вместе с матерью и младшим братом в колхозе им. Тельмана. 22 июня 1942 года они все вместе были эвакуированы из Ораниенбаумского плацдарма через Ладогу (Ладожское озеро) на большую землю и, в конце концов, оказались в Башкирской АССР. Летом 1942 и 1943 гг. Корнеев работал в колхозе помошником комбайнера, а в остальное время, до призыва в армию в ноябре 1943 года, учился в Краснокамском педагогическом училище и одновременно был грузчиком на пристани на реке Каме. На учебу он был направлен колхозом: нужны были учителя. Но учителем он не стал, и не по своей воле.
В ноябре 1943 года семнадцатилетний Михаил Яковлевич становится курсантом 11-й школы младших авиаспециалистов в г. Орске Чкаловской (ныне Оренбургской) области. Как закончивший с «отличием» ШМАС, молодой военный специалист был оставлен преподавателем по электроспецоборудованию самолетов (отечественных и получаемых по ленд-лизу из США) в этой же школе, но Корнеев добился своей отправки на фронт. И для этого имелись весьма веские личные мотивы: один брат уже погиб на фронте, второй был тяжело ранен, а третий контужен. 6 июня 1944 г. в день открытия союзниками второго фронта, он в звании сержанта и в должности мастера по электрооборудованию самолетов прибывает на Третий Белорусский фронт. Начинаются боевые будни. Он является участником штурма Кенигсберга, за что имеет медаль. Ему была объявлена благодарность Верховного главнокомандующего за взятие Кенигсберга и города-крепости Пиллау (ныне г. Балтийск). Война закончилась, а действительная военная служба, правда, ныне уже в звании гвардии старшего сержанта и механика по электроспецоборудованию самолетов, продолжалась еще почти шесть лет.
По совету командира своего бомбардировочного полка Героя Советского Союза подполковника Павла Ивановича Семака он поступает в заочную среднюю школу в г. Кенигсберге (ныне Калининград), которую оканчивает в июне 1948 года. С аттестатом зрелости открываются две возможности: одна — поступить по направлению командования в Военно-воздушную академию в Москве, другая — более заманчивая, но в то же время для человека, находящегося на действительной (срочной) службе, трудно осуществимая даже для заочного обучения в гражданском вузе. И опять-таки благодаря содействию командира полка П.И. Семака Михаилу Яковлевичу было дано разрешение поступать в Ленинградский государственный университет. Сдав все вступительные экзамены на «отлично», он становится студентом заочного отделения философского факультета ЛГУ.
В конце 40-х — начале 50-х годов, наряду с солидным философским и гуманитарным образованием, студенты философского факультета серьезно изучали основы высшей математики, физики, биологии. Михаил Яковлевич с большой признательностью вспоминал профессора Михаила Васильевича Серебрякова, бывшего в 1948 году деканом философского факультета, который после успешной сдачи им вступительных экзаменов написал письмо командиру части с просьбой предоставить ему возможность учиться на дневном отделении факультета. И такая возможность была ему предоставлена, хотя и не сразу. После демобилизации в апреле 1951 года Корнеев переходит на очное отделение, которое окончил с отличием в 1953 году.
В 1953–1956 годы Михаил Яковлевич учился в аспирантуре философского факультета. Под руководством профессора Василия Павловича Рожина он подготовил кандидатскую диссертацию на тему «Наука и надстройка», которую защитил в 1957 году. В 1956–1958 гг. он работает старшим редактором по серии «Философия» в издательстве университета, подготовив к публикации труды таких ведущих ученых философского факультета, как М.В. Серебряков, В.П. Тугаринов, Л.О. Резников, А.В. Савинов, а также ряд сборников по философским наукам. С 1962 по 1972 год он работает доцентом философского факультета по кафедре диалектического и исторического материализма. Правда, и в эти годы также надо было решать непростые проблемы. В 1964–1965 гг. он обучается на 10-месячных курсах французского языка при Первом Московском педагогическом институте. После успешного окончания их он преподает философию в университетах Мали и Гвинеи. В июне 1971 г. он защищает докторскую диссертацию по теме «Проблемы социальной типологии личности в марксистской и буржуазной социологии». После утверждения в ученой степени доктора философских наук в феврале 1972 года он назначается по приказу заведующим кафедрой современной зарубежной философии и социологии, а в июне этого же года проходит по конкурсу на эту должность, которую исполнял до июня 1992 года. У истоков создания этой кафедры в 1970 году стояли В.П. Рожин (в то время декан факультета) и Н.М. Кейзеров, только что приехавший со стажировки в Сорбонне и защитивший докторскую диссертацию. В течение нескольких месяцев временно должность и.о. зав. кафедрой исполнял профессор М.А. Киссель. С июня 1992 г. и до своей кончины М.Я. Корнеев работал профессором кафедры современной зарубежной философии.
За время работы на философском факультете М.Я. Корнеев активно участвовал в жизни университета и факультета. Более 10 лет он был членом Ученого совета университета, 15 лет был Председателем совета по защитам кандидатских диссертаций. В течение ряда лет он являлся членом докторского совета на социологическом факультете, а затем — членом докторского и кандидатского диссертационных советов на философском факультете. М.Я. Корнеев многое сделал для организации исследований по современной зарубежной философии в СССР — в течение 15 лет он был председателем Проблемного совета по зарубежной философии, входил в состав Научно-технического совета при Минвузе России. Михаилу Яковлевичу как заведующему кафедрой современной зарубежной философии и социологии в 70-х — начале 80-х гг. удалось установить партнерские связи с Лейпцигским, Гданьским, а позднее и Гамбургским университетами, контакты с философами этих университетов. В итоге состоялся обмен учеными и вышли некоторые совместные труды. Ряд членом кафедры (Ю.Н. Солонин, А.А. Федосеев, М.А. Киссель, Р.П. Шпакова, Т.Г. Шестакова) выезжали в зарубежные университеты США, ФРГ, Финляндии, Китая, Польши. Все это повышало статус кафедры в мировом философском сообществе.
Сам Михаил Яковлевич выезжал на длительные сроки для чтения лекций и подготовки научно-педагогических кадров в Мали, Гвинею, ГДР, на Кубу. В 60–80-е годы он участвовал в качестве делегата в работе Всемирных конгрессов по философии (Болгария, 1973 г.), логике, методологии и философии науки (Канада, 1975 г.), социологии (Швеция, 1978 г.), политическим наукам (Москва, 1980 г.). Его доклады и научные сообщения на этих конгрессах нашли отражение в Материалах конгрессов и были предметом обсуждения на заседаниях соответствующих секций и «круглых столов». Михаил Яковлевич известен и как серьезный лектор, использовавший огромный материал на иностранных языках. Им впервые на факультете и в университете подготовлены оригинальные спецкурсы по философии и социологии в странах Азии и Африки, социологии и социальной антропологии в Азии и Африке, по современной философской компаративистике и диалогу философских культур, социологии личности. Он разработал программу курса истории философии, по которой читал лекции вначале в Академии (теперь Университете) культуры, а затем — с большим успехом на восточном факультете СПбГУ. Он длительное время успешно читал лекции и руководил повышением квалификации специалистов по современной философии и социологии в ИПК при университете. Им подготовлено более 50 кандидатов наук, в том числе 12 из стран Африки, Кубы, Ближнего востока и Восточной Европы. Ряду своих бывших аспирантов, защитивших в свое время кандидатские диссертации, он оказывал научно-консультативную и другую практическую помощь в подготовке монографий и выходе на защиту докторских диссертаций. Также он выиграл 4 гранта: 2 по линии РГНФ и 2 по линии Минвуза на базе Уральского университета.
За заслуги перед университетом в 1969 г. Корнеев был награжден юбилейной грамотой и медалью, а за заслуги в области высшего образования СССР в 1978 г. — знаком «За отличные успехи в работе». Получил медаль «Ветеран труда». В январе 1995 г. Указом Президента за заслуги в научной деятельности ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». В марте 1999 года Указом Президента он награжден орденом Почета.
Михаил Яковлевич Корнеев принимал активное участие в различных международных культурных, студенческих и спортивных мероприятиях. В 1955 году он представлял российское студенчество в Хельсинском университете, в 1964 г. был членом спортивно-туристической группы на зимних Олимпийских играх в Инсбруке (Австрия), в 1977 году был делегатом ХIV конгресса общества «Франция–СССР» в г. Авиньон. За активное участие в военно-патриотической работе получил благодарность от Советского комитета ветеранов войны, а за руководство студенческими строительными отрядами стал участником ВДНХ. Являлся Мастером спорта по лыжным гонкам. В связи с 100-летним юбилеем кафедры физкультуры Комитетом по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга был награжден Почетной грамотой за большой вклад в развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге.
Михаил Яковлевич вел большую общественную работу: в армии был членом комитета ВЛКСМ 11-ой ШМАС, заместителем секретаря партбюро авиаэскадрильи, членом парткомиссии авиасоединения. В 50-е годы он был зам. секретаря Комитета ВЛКСМ университета, в начале 70-х — секретарем партбюро философского факультета, членом парткома ЛГУ, внештатным инструктором отдела партийных органов Ленинградского Обкома КПСС.

Профессор М.Я. Корнеев — автор 6 монографий: «Наука и надстройка» (1957), «Возрастание роли науки в строительстве коммунизма» (в соавторстве с В.Я. Ельмеевым, 1969), «Проблемы социальной типологии личности» (1971), «Личность и общество в условиях научно-технической революции» (1976), «Критика основных направлений буржуазной социологии знания» (в соавторстве с В.Л. Шульцем, 1985), «Африканские мыслители ХХ века: эскизы к интеллектуальным портретам» (1996). Основная направленность этих монографий лежит в основном в плоскости исторического материализма (социальной философии) с выходом на историко-социологическую и историко-философскую тематику.
Являлся ответственным редактором и автором ряда крупных коллективных монографий. К их числу следует прежде всего отнести следующие: 1) Том 5 «Критика идеалистических концепций диалектики» в серии «Материалистическая диалектика» (М.: Мысль, 1985), в котором в качестве авторов участвовали академик Т.И. Ойзерман, профессор И.С. Нарский и многие другие известные философы); 2) «История современной зарубежной философии: компаративистский подход», выполненная по гранту М.Я. Корнеева (В 2-х тт. Изд. 3-е. СПб.: «Лань», 1998.) и рекомендованная Министерством общего и специального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям; 3) «Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур», выполненная по гранту М.Я. Корнеева (Отв. ред. М.Я. Корнеев и Е.А. Торчинов. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001). Общая направленность всех этих трех крупных коллективных монографий — фундаментальные проблемы диалектики, истории философии, философской компаративистики и диалога философских культур.
Под редакцией проф. М.Я. Корнеева и его участии в качестве одного из авторов вышел ряд коллективных сборников. Среди них особо следует отметить следующие: 1) «Диалог в философии: традиции и современность» (1995) и 2) «Историческое развитие философии в диалоге философских культур: проблемы логики идей» (1996), вышедшие по гранту М.Я. Корнеева при Уральском грантовом центре Минвуза РФ. Общая направленность этих коллективных сборников — проблемы философской компаративистики и диалога философских культур. Это одно из новых направлений философских исследований, активно развиваемых в 90-е ХХ — начале ХХI века на кафедре современной зарубежной философии и Проблемным советом по современной зарубежной философии.
В условиях крайней идеологизации изучения и преподавания философии кафедре современной зарубежной философии и социологии под руководством профессора М.Я. Корнеева и активном участии членов кафедры профессоров М.А. Кисселя, Ю.Н. Солонина, А.А. Федосеева, Р.П. Шпаковой удалось создать целую серию сборников по проблемам современных зарубежных учений, концепций в сфере теории познания, философской антропологии, социальной философии, культурологии, политологии, идеологических течений и т.д. И хотя названия многих этих сборников, как дань времени, начинались со слов «Критика буржуазных и ревизионистских…», само содержание помещенных в них статей таких крупных философов как А.С. Богомолов, М.А. Киссель, Ю.Н. Солонин, К.Н. Любутин, Б.Л. Губман, Я.А. Слинин, В.И. Колядко, И.П. Чуева, Б.В. Марков, Д.М. Луканов, А.В. Гайда, А.В. Перцев, Ю.В. Перов, Р.П. Шпакова, Г.Д. Чесноков, С.Н. Иконникова, А.В. Дмитриев, В.Л. Шульц, А.Н. Типсина, И.Н. Сидоров, а также ряда философов из Лейпцигского университета (У. Гайслер, Д. Кооп и др.) позволяло читателю увидеть за идеологической завесой биение мировой философской, социологической, политологической и культурологической мысли. Под редакцией М.Я. Корнеева и Ф.Ф. Вяккерева вышел в 1989 г. сборник «Философия в современном мире».
Также профессор М.Я. Корнеев — автор ряда брошюр. Среди них следует отметить следующие: 1) Критика современных буржуазных концепций личности» в серии «Философия» (М.: «Знание», 1975); 2) «Критика буржуазных концепций личности» в серии «В помощь лектору» (М.: «Знание», 1975); 3) «Социология и новое мышление» (в соавторстве с Р.П. Шпаковой. 1990). Тематика его научных статей многообразна, но в ней можно заметить некоторую тенденцию: переход от тематики социально-философского порядка к историко-философским штудиям. Причем в контексте последних акцент все более смещался в сторону анализа современных (в данном случае ХХ век) восточных и африканских философских учений. Ему удалось в определенной мере ввести в научный оборот учения и труды таких мало известных отечественному читателю восточных и африканских мыслителей, как Нисида Китаро, Дайсаку Икэда, Мухаммад Шариф, Сейид Хосейн Наср, Али Шари-ати, Махаммад Азиз Лахбаби, Леопольд Седар Сенгор, Алексис Кагаме, Кваме Нкрума. Это, несомненно, расширяет наши представления о современной мировой философской мысли. Некоторые его статьи выходили за рубежом (ЧССР, ГДР, Китай) в отечественных коллективных сборниках, переведенных в этих странах.
Большое место в реестре научных публикаций профессора М.Я. Корнеева занимают тезисы его научных докладов и выступлений на различных конференциях, симпозиумах, круглых столах, как в нашей стране, так и за рубежом. Часть тезисов нашла свою реализацию в научных статьях. По просьбе различных издательств и научных учреждений им было написано немало рецензий, в которых автор стремился или объективно оценить уже вышедший труд, или дать свою оценку к подготовленному к изданию труду. Ряд научных статей, рецензий и обзоров М.Я. Корнеева вышли в «Вестнике ЛГУ», «Социологических исследованиях» (Москва), «Философских науках» (Москва), «Вестнике высшей школы» (Москва), «Знание» (Москва, Ленинград), «Информационные материалы» Философского общества СССР (Москва), «Вестнике университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы», Лениздате, «Вестнике Института Африки», журнале «Советское государство и право».

Публикации


  • Африканские мыслители ХХ века: эскизы к интеллектуальным портретам. Издательство СПбГУ. СПб., 1996.
  • Ведический взгляд на психоанализ З. Фрейда и К.-Ч. Юнга // История современной зарубежной философии: компаративистский подход. Коллективная монография. Под ред. М.Я. Корнеева. СПб.: «Лань», 1998.
  • Гуру Датт: культурологические и историко-философские размышления о западном и индийском экзистенциализме // Там же.
  • Гарсиа-Бакка Хуан Давид: контуры философской антропологии // Там же.
  • Дайсаку Икэда как мыслитель: набросок интеллектуального портрета. Тезисы доклада // Первый Российский философский конгресс. Человек-Философия-Гуманизм. Т. 1. Философия в духовной жизни общества. СПб., 1997.
  • Дасгупта — историк индийской философии. Тезисы доклада // Первый Российский философский конгресс. Т. 9. Основные доклады и обзоры. СПб., 1998.
  • Жак Деррида в контексте восточной философии: краткий обзор некоторых зарубежных публикаций 90-х годов // Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / Отв.ред. М.Я. Корнеев, Е.А. Торчинов. 2-е изд. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.298-300
  • Зарубежная сравнительная философия ХХ века: проблемы концептуализации // Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. Сборник к 75-летию профессора М.Я. Корнеева. Серия «Мыслители». Выпуск 11. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 13-27.
  • Индийская философия и западная феноменология // История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб., 1998.
  • Историко-философские этюды: Хосе Марти-и-Перес и Хосе Инхеньерос // Там же.
  • Клод Самнер: историко-философские и историко-этические экскурсы // Там же.
  • Критика основных направлений буржуазной социологии знания (в соавторстве с В.Л. Шульцем). Издательство ЛГУ. Л., 1985.
  • Критика современных буржуазных концепций личности. Изд-во «Знание». М., 1974.
  • Личность и общество в условиях научно-технической революции. Изд-во ЛГУ. Л., 1978.
  • Логика небытия Нисида Китаро, дзэн-буддизм Дайсэцу Судзуки и буддийская философия жизни Дайсаку Икэды // История современной зарубежной философии. СПб., 1998.
  • Логика небытия Нисида Китаро и западная философия // Там же.
  • Логика развития зарубежной компаративистской философии в ХХ веке: от концептуальной Урселя-Массона до прикладной личностно-ориентированной типа «Хайдеггер и азиатская мысль» // Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Материалы научной конференции. Серия “Symposium”, выпуск 7. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
  • Логика развития зарубежной компаративистской философии в ХХ веке: от концептуальной Урселя-Массона до прикладной личностно-ориентированной типа «Хайдеггер и азиатская мысль» // Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / Отв.ред. М.Я. Корнеев, Е.А. Торчинов. 2-е изд. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.275-278
  • Макс Вебер в социологической мысли Востока и Латинской Америки: несколько дискурсов в историю и современность // Макс Вебер, прочитанный сегодня. Изд-во СПбГУ. СПб., 1997.
  • Место компаративистского подхода в структуре методологии историко-философского познания // История современной зарубежной философии. СПб., 1998.
  • Метафизика, эстетика и компаративистика Леопольда Седара Сенгора // Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. Сборник к 75-летию профессора М.Я. Корнеева. Серия «Мыслители», выпуск 11. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.256-277
  • Мигель Леон-Портилья: философия нагуа в ее сравнении с древнегреческой и древневосточной философией // Там же.
  • Мухаммад Икбал и Мухаммад Маян Шариф: концепция неоплатонизма // Там же.
  • Наука и надстройка. Изд-во ЛГУ. Л., 1958.
  • Новые штрихи в образе африканской философии (по материалам журнала “Philosophy East and West” за 90-е годы ХХ века) // Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. Сборник к 75-летию профессора М.Я. Корнеева. Серия «Мыслители», выпуск 11. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.252-255
  • Осман Амин: поиски синкретизма в истории исламской мысли // История современной зарубежной философии. СПб., 1998.
  • Проблемы социальной типологии личности. Изд-во ЛГУ. Л., 1971.
  • Религиозная социология знания С.Х. Насра и Али Шари-ати. Общие контуры // Социальное познание: проблемы теории, методологии, практики. Изд-во СПбГУ. СПб., 1998.
  • Сеа Леопольдо, Круз Коста, Салазар Бонди: размышления об особенностях историко-философского процесса // История современной зарубежной философии. СПб., 1998.
  • Сеийд Хосейн Наср: суфизм в ретроспективе // Там же.
  • Сенгор и западная философия: от противостояния — к диалогу // Диалог в философии: традиции и современность. СПб., 1995.
  • Творчество Мартина Хайдеггера в зарубежной сравнительной философии // Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / Отв.ред. М.Я. Корнеев, Е.А. Торчинов. 2-е изд. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.5-28
  • У истоков концептуализации сравнительной философии: Поль Массон-Урсель // История философии, культура и мировоззрение. К 60-летию профессора А.С. Колесникова. СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2000
  • У истоков концептуализации сравнительной философии: Поль Массон-Урсель // Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / Отв.ред. М.Я. Корнеев, Е.А. Торчинов. 2-е изд. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.279-285
  • Феноменология в африканской перспективе // История современной зарубежной философии. СПб., 1998.
  • Феноменология и китайская философия // Там же.
  • Философия синтеза знания и веры Сеийда Хосейна Насра и концепция исламского почвенничества Али Шари-ати // Там же.
  • Философия негритюда Леопольда Седара Сенгора и этнофилософия Алексиса Кагаме // Там же.
  • Философский романтизм Джебрана Халиль Джебрана и персонализм Мухаммеда Азиз Лахбаби // Там же.
  • Философская компаративистика: история. теория, библиография // Вестник СПбГУ. Серия 6. Вып. 1. 1992.
  • Философская компаративистика: традиции и новизна (по материалам журнала “Philosophy East and West”, 1984-1994) // Вестник СПбГУ. Серия 6. Вып. 4 (№ 27). 1995.
  • Фэн Юлань: конфуцианство, неоконфуцианство и новое неоконфуцианство // История современной зарубежной философии. СПб., 1998.
  • Хайдеггер и африканская философия // Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / Отв.ред. М.Я. Корнеев, Е.А. Торчинов. 2-е изд. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.257-272
  • Хайдеггер и востоковедная тенденция в немецкой мысли // Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / Отв.ред. М.Я. Корнеев, Е.А. Торчинов. 2-е изд. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.59-88
  • Хайдеггер и современная философия в странах мусульманского Востока // Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / Отв.ред. М.Я. Корнеев, Е.А. Торчинов. 2-е изд. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.221-256

  • Ху Ши: реконструкция логического метода в древнем Китае // История современной зарубежной философии. СПб., 1998.

Тексты