Эта статья ранее была опубликована в сборнике «Смыслы мифа: мифология в истории и культуре» под заголовоком «Из воспоминаний»
Путешествуя иногда в пространстве и во времени своей памяти, попадаешь на тропинки студенческих лет, на которых встречаешься с запечатленным образом своих учителей. Путеводителями обычно служат старые конспекты лекций, один из которых записан на лекциях по истории религии и атеизма профессора М.И. Шахновича. Переворачивая страницу за страницей, оказываешься в 1966 году и видишь говорящего и идущего Михаила Иосифовича. Он открывает дверь 167 аудитории, слегка подавшись вперед, пружинистым шагом быстро входит. Аудитория наполняется его громким, высоким и порой пронзительным голосом. Лекторский голос доносит до тебя историю и культуру религиозного мира с его разнообразными персонажами и институтами.
Моно-диалог Шахновича был естественен и сродни актерскому искусству. Вот он, прохаживаясь в одну сторону, ведет рассказ; возвращаясь в другую, дает критическую оценку сказанному. Вот он остановился, закинул голову, прикрыл глаза, собрал свои ладоши в замок и, напрягая голос, стал «шаманствовать», «молится». Другой сюжет или другая тема и перед студентом лектор-небожитель, беседующий с виртуальными персонажами как древнейшей, так и современной религии. Переход из «религиозной реальности» в аудиторную атмосферу означал обращение к марксистскому комментарию, оценке и критике. До сих пор осталось ощущение разнесенности, параллельности двух этих миров — историко-религиозного [59] и комментаторско-марксистского. Причем, интонационный строй лекторских рассуждений был таков, что все критические фразы подбрасывались вверх и обрывались на самой высокой ноте, как перед пропастью «догму догмой поправ».
Еще один фрагмент. Речь идет о лекциях, на которых разбирались итоги недавно (по тем временам в 1965 году) прошедшего II Ватиканского собора длившегося четыре года. Рассказ Шахновича напоминал скорее речь очевидца. Он был столь живым, что создавался экскурсионный эффект участия (присутствия) совершенно неизвестных тебе событиях вообще говоря, любая лекция открывала для меня то чего я просто не знал. И сейчас все шахновичевские лекции-конспекты под рукой и в работе, и сам Михаил Иосифович как будто бы пронзительно читает…
Добавить комментарий