Моисей Самойлович Каган

(18.05.1921-10.02.2006)[/h1]

Каган Моисей Самойлович родился 18 мая 1921 г. в г.Киеве. В 1938 — 1941 г. учился на романо-германском отделении филологического факультета Ленинградского гос. университета, после демобилизации в 1942 г сдал гос. экзамены. В 1941 г. ушел добровольцем на фронт в составе Народного ополчения, был ранен в боях при обороне Ленинграда, после нескольких месяцев пребывания в госпиталях и признания Инвалидом войны работал политруком госпиталя в г. Перми. В 1944 г., вернувшись в Ленинград, стал аспирантом кафедры истории искусства исторического факультета Университета. С февраля 1946 г. начал читать студентам искусствоведческого отделения курсы теории искусства и эстетики. С тех пор и по настоящее время является преподавателем Ленинградского — Санкт-Петербургского университета, вначале исторического, затем философского факультетов. Основные сферы педагогической и научной деятельности — эстетика, теория деятельности, философия культуры, история мировой культуры.
В 1948 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Французский реализм XVII века», охватившую его проявления в литературе, живописи, графике и теоретические обоснования в эстетике и философии. С 1960 г. — доцент, с 1968 г. профессор философского факультета, где в 1966 г. защитил докторскую диссертацию по учебному пособию «Лекции по марксистско-ленинской эстетике»; Основной учитель — И. И. Иоффе, разработавший в 20-30-е гг. методологию синтетического изучения искусств — предвестницу теории и истории художественной культуры.
Вклад М. С. Кагана в науку выразился в разработке в 70-80-е гг. системного подхода, а в 90-е гг. синергетического подхода к изучению культуры и их применение в сфере гуманитарного знания. В начале 70-х гг. это было сделано в эстетике и теории человеческой деятельности, в 80-е гг. в теории общения, в 90-е гг. в философии культуры, в философской антропологии, в теории ценности, в методологии изучения истории мировой культуры и ее применении в исследовании закономерностей развития культуры человечества и истории культуры Петербурга. Исследований такого рода не было до сих пор ни в отечественной, ни в европейской науке; они оказали влияние на научную деятельность многочисленных учеников и коллег, работающих в ряде городов нашей страны и за рубежом. Об их оценке свидетельствует включение очерков о его деятельности в энциклопедические издания по философии и культурологии, целая глава с изложением его культурологической концепции в книге А. С. Кармина «Основы культурологии: Морфология культуры» (СПб., 1997) и присуждение в 1998 г. Анциферовской премии за монографию «Град Петров в истории русской культуры». О международном признании деятельности М. С. Кагана свидетельствуют переводы многих его книг и статей в Армении, Болгарии, Германии, Грузии, Венгрии, Канаде, Китае, Корее, на Кубе, в Франции, Японии, оригинальные работы, написанные для зарубежных издательств и журналов, приглашения для чтения лекций в высших учебных заведениях Гаванны, Гамбурга, Лейпцига, Пекина, Риги, Софии, Сеула, Хельсинки, Шанхая, выступления в 80-90-е гг. с докладами на международных конференциях в Париже, Вашингтоне, Тампере, Сеуле.
К проблеме происхождения и истории интеллигенции М. С. Каган вышел в ходе изучения истории культуры Петербурга; в посвященной этому монографии данной теме была посвящена специальная глава. В дальнейшем проблема русской интеллигенции рассматривалась им в ряде аспектов — в учебнике «История культуры Петербурга», в ряде статей и докладов на конференциях о воспитании интеллигенции в условиях перехода России от тоталитаризма к демократии.
Член нескольких творческих союзов (художников, кинематографистов, театральных деятелей), международных Ассоциации эстетики и Ассоциации художественных критиков. В 1994 г. избран вице-президентом Академии гуманитарных наук России. В 1996 г. присвоено звание Заслуженного деятеля науки РФ, в 1999г. награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего образования России». За участие в Великой Отечественной войне награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и рядом других.
Общее число публикаций — более 600; библиографические указатели опубликованы в книгах: М. С. Каган. Системный подход и гуманитарное знание. Избр. статьи. СПб, 1991 и М. С. Каган. Искусствознание и художественная критика. Избр. статьи. СПб, 2000.

Контактная информация:


E-mail:: mk@mk1984.spb.edu

О нём:


  • Философы России ХIХ — ХХ столетий: Биографии, идеи, труды. Изд второе. М., стр. 237.
  • Российская Еврейская Энциклопедия. Т. 1. М., 1994, стр. 524.
  • Кармин А. С. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб., 1997, глава: М. Каган: Культура как саморазвивающаяся система. С. 465–487
  • Хрестоматия по культурологии. Том 2: Самосознание русской культуры. СПб., 2000, С.475—480
  • Словарь по культурологии. СПб., 2000
  • Философия. Культурология. Эстетика. Искусствознание. К 80-тилетию профессора М. С. Кагана. СПб., 2001.

Основные публикации:


  • Эстетическое учение Н. Г. Чернышевского. М.–Л., 1958
  • О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. Л., 1961.
  • Начала эстетики. М., 1964
  • Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л., 1972
  • Братья Антуан, Луи и Матье Ле Нэн. М., 1972.
  • Человеческая деятельность ( Опыт системного анализа ). М., 1974
  • Ладо Гудиашвили. Л., 1983
  • Социальные функции искусства. Л., 1978
  • Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.. 1988
  • Mensch — Kultur — Kunst. Systemanalytische Untersuchung. Hamburg, 1994
  • Art, Science and Technology in the Past, Present and Future // Leonardo, Vol. 27, No. 5.
  • Petersbourg, une ville nee des Lumieres. Dans: L’Homme des Lumieres. De Paris a Petersbourg. Actes du Colloque International ( Automne 1992 ). Napoli, 1995
  • Postmodernism as a Birth of a New Type of Culture. International Yearbook of Aesthetics. Vol. 1. 1996
  • Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996
  • Философия культуры. СПб., 1996
  • Философская теория ценности. СПб., 1997
  • Эстетика как философская наука. СПб., 1997
  • Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. СПб., 1998
  • Введение в историю мировой культуры. Кн. 1. СПб., 2000
  • Се человек: Рождение, жизнь и смерть в « волшебном зеркале « изобразительного искусства. СПб., 2000
  • К вопросу о соотношении симметрии и асимметрии как способов самоорганизации бытия // Языки науки — языки искусства. М., 2000
  • Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема // Формирование российского интеллигента в университете. СПб., 2000
  • Метаморфозы бытия и небытия // Вопросы философии, 2001, №.
  • Человек как проблема современной философии
  • И вновь о сущности человека
  • Воспроизводство
    российской интеллигенции как педагогическая проблема
  • Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 9-14.
  • Проблема барокко в искусствознании и культурологии // Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 17. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
  • Эстетика и синергетика // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции. 20-21 октября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. С.40-42
  • К истории изучения отношений этического и эстетического // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.70-72
  • Воображение как онтологическая категория // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11–13 апреля 2000 г. Серия “Symposium”, выпуск 3. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.71-74
  • Бытие и время в культурологическом контексте (не по М. Хайдеггеру) // Miscellanea humanitaria philosоphiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Юрия Никифоровича Солонина. Серия «Мыслители», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.75-82
  • О перспективах развития эстетики как философской науки // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 г. Серия “Symposium”, выпуск 16. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.4-5
  • Анекдот как феномен культуры. Вступительный доклад // Анекдот как феномен культуры. Материалы круглого стола 16 ноября 2002 г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.5-16
  • Анекдот как феномен культуры. Заключительное слово // Анекдот как феномен культуры. Материалы круглого стола 16 ноября 2002 г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.53-54
  • К вопросу об изучении взаимоотношения культур России и Грузии // «Россия и Грузия: диалог и родство культур» / Под ред. Парцвания В.В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.137-141
  • Общее представление о культуре // Введение в культурологию: Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.6-14
  • К истории формирования и взаимодействия человеческих общностей // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19–20 мая 2004 г.) / Под ред. В.В. Парцвания. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. С.104-110
  • Обращение к участникам Дней петербургской философии — 2005

Тексты

Упоминается в текстах